?

Log in

No account? Create an account
ауман о своей жизни - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

ауман о своей жизни [июн. 26, 2018|12:01 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Очень интересное подробное интервью с Исраэлем Ауманом (израильским математиком, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2005 года). На иврите, увы, без субтитров на других языках.



Я посмотрел его целиком и сделал следующие выписки.

- он родился в 1930 в Франкфурте, семья уехала в США в 1938, потеряли все имущество, но остались живы

- помнит вывески "евреи здесь нежелательны" на окнах магазинов, помнит аншлюс (присоединение Австрии).

- после немецкого референдума насчет аншлюса арестовали раввина франкфуртской общины, который прогосоловал против (хотя голосование было тайное...) Ауман помнит, как семилетним ребенком он вместе с 11-летним братом решил, что правильно арестовали, ведь он голосовал против, а нужно голосовать за. Это к теме "влияние улицы".

- "Мы ездили получать американскую визу в Штуттгарт. Нужно было выучить что-то про Америку, и родители мне тоже дали что-то читать. Во время интервью с консулом он задал им какие-то вопросы, потом родители сказали, вот сын тоже учил про Америку, спросите его тоже. Он спросил: кто сейчас президент в Америке. И я ответил: Розенфельд! Он рассмеялся и выписал нам визы."

- Вначале поселились в Манхэттене, и полгода Ауман ходил в обычную школу, потому что еврейской школы во всем Манхэттене не было, но в конце концов родители решили, что обязательно еврейское обучение и переехали ради этого в Бруклин. Там еврейские школы были.

- "В начальной школе у меня было плохо с арифметикой, но в последних классах был учитель математики, который очень помог мне заинтересоваться математикой, и особенно геометрией. Он давал мне задачи отдельно от класса, я помню, что дал мне задачу доказать, что если биссектрисы равны, то треугольник равнобедренный. Это очень тяжелая задача, у меня заняло несколько дней или недель, не помню, но я ее решил."

- "Другой хороший учитель был учитель Талмуда, и у меня это тоже хорошо пошло. После школы полгода я не могу решить, что я хочу учить, Тору или математику, и полгода я учил и то и другое. Я вставал в пол-шестого утра, ехал в Сити-колледж, слушал утреннюю лекцию по матанализу, потом возвращался в ешиву, с 9 до часу дня учил Тору, потом опять в колледж... и так каждый день. Через полгода я понял, что так не может больше продолжаться, и надо выбирать. И выбрал математику."

- "В последнем классе школы (еврейской школы-ешивы) пришли консультанты советовать ученикам, какую профессию выбрать. Нам устроили психометрический экзамен и по его результатам собеседование. Мне сказали: Ауман, у нас есть для тебя хорошая новость и не очень хорошая. Хорошая состоит в том, что у тебя золотые руки, можешь стать прекрасным плотником или механиком. Не очень хорошая, это что к двум профессиям у тебя нет таланта: к математике и преподаванию. Я думаю, что они были правы насчет математики. Я занимаюсь математикой, но не слишком высокого уровня, ну там типа доказываю про биссектрисы, такого рода вещи, не что-то очень тяжелое и глубокое. А вот насчет преподавания не знаю, люди говорят, что я хороший учитель."

- Закончил Сити-колледж и пошел учиться на докторат в MIT. "На первой степени я обожал теорию чисел. Я любил ее по четырем причинам. Очень естественные проблемы. Очень легко их сформулировать. Очень трудно доказать, нужно использовать продвинутые методы из других частей математики. И четвертая причина - что теория чисел совершенно непрактична, ничего нельзя с ее помощью полезного сделать. Ландау, в честь которого назван был тамошний центр по изучению анализа, сказал как-то, что польза от теория чисел заключается в том, что по ней можно сделать докторат."

- "Больше всего я любил топологию. Моим руководителем был Джордж Уайтхед. Я попросил его дать мне нерешенную задачу, и он дал мне задачу об асферичности узлов, это не совсем его область была. Я не смог решить ее в общем случае, это очень тяжелая задача, но я решил частный случай и доказал, что все альтернирующие узлы асферичны".

- Как он приехал в Израиль в 56-м. "Когда мы уезжали из Германии, мы почти попали в Израиль. Тетка моей матери была директрисой школы здесь, и как раз хотела выйти на пенсию и предложила моей маме занять ее место. Родители долго сомневались и спорили и в итоге решили, что в Америке легче будет зарабатывать деньги, и поэтому мы поехали в Америку. Мы не были сионистами, потому что сионизм был в наших глазах светское движение, а мы были частью религиозной общины Франкфурта, ортодоксальные евреи - ну как ортодоксальные, без пейсов и кипы, но все-таки ортодоксальные "по-франкфуртски". Сионизм был не для нас. Но после войны, создание Израиля, вся драма этой истории захватила нас, и вся наша семья превратилась в сионистов. Я до сих пор помню объявление независимости Израиля, и где я был, когда я узнал об этом - стоял на 23-й улице в Нью-Йорке, в таком-то месте... После этого мы все решили сделать алию в Израиль. Мой брат Моше приехал сюда в 50-м, я в 56-м после того, как закончил докторат. Папа умер в 54-м в Америке, а мама переехала в Израиль через год после меня."

- Может ли по-вашему мнению теория игр помочь решить какие-то конкретные конфликты между людьми? "Энтомологи изучают муравьев, но не говорят им, что делать".

- Об исследованиях, за которые он получил Нобелевскую премию. "В первую очередь я должен сказать - я понимаю, что это снимают и запись будет на сайте академии, но давайте договоримся, все, кто это увидят, сохраните в тайне то, что я сейчас скажу - в первую очередь я должен сказать, что не понимаю, почему мне дали Нобелевскую премию. И если бы я был в комитете, который это выбирает, то сам бы за себя не проголосовал. Потому что... что я в конце концов доказал? Главное, что назвали - там еще было всякое в тех работах, и по-моему даже интереснее, но главное, что назвали, это следующую теорему: что в повторяющихся играх есть больше шансов на решения конфликта, на кооперацию между игроками, чем в игре, которая играется один раз. Я объяснил это жене, и она спросила: "И за это тебе дали Нобелевскую премию?" Я сказал, ну что я могу сделать? Ведь это очевидно, да? Математическое и формальное оформление этого дела это другой вопрос..."

- Возвращается к вопросу о повторяющихся играх и Нобелевской премии. С одной стороны, кажется интуитивным и понятным, что в повторяющихся играх есть больше кооперации. "Но та часть, которая показалась важной Нобелевскому комитету, я думаю, это что в моей работе доказано, что это стремление к коооперации абсолютно рационально - подразумевая под рациональностью чистое стремление к собственной выгоде. Дело не в том, что у людей есть добродушие, внимание к другим, желание, чтобы всем было лучше, и они выходят на поверхность, когда мы участвуем в повторяющихся играх с одними и теми же игроками. Даже без всего этого, работая на чистом эгоизме, мы все равно приходим к желательности кооперативного поведения. И строгое доказательство этого в рамках определенных моделей - это было, видимо, то, что впечатлило их."


- Говорит о совместной работе с Михаилом Машлером о раскрытии секретов. В повторяющихся играх, если ты пользуешься какой-то секретной информацией, то со временем она перестает быть секретной, потому что прочитывается из самой структуры твоего поведения (когда партий много). "Нас попросили проконсультировать американцев, когда те вели переговоры о ядерном разоружении. Один из советов, который мы дали - мы сказали следующее: если вы не хотите раскрывать какой-то секрет другой стороне о том, что у вас есть или на что вы способны, не раскрывайте его тем людям, которые от вашего имени ведут перегоровы". Они уже должны это не знать. Потому что если они знают, то это знание утечет к противоположной стороне - не потому, что проболтаются, а по стратегии их поведения на протяжении переговоров.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: o_aronius
2018-06-26 09:07 am
***ортодоксальные евреи - ну как ортодоксальные, без пейсов и кипы, но все-таки ортодоксальные "по-франкфуртски". Сионизм был не для нас.

Во Франкфурте все было интереснее. Там исторически было две ортодоксальных общины - вследствие раскола, произошедшего в семидесятых годах XIX века по инициативе прославленного франкфуртскиого раввина Шимшона-Рафаэля Гирша, который призвал своих последователей отделиться от реформистов, и создать отдельные, чисто ортодоксальные общины. Этот шаг, однако, не получил всеобщего одобрения ни среди «балабайтов», ни среди раввинов – с осуждением раскола выступил, в частности, р. Бамбергер, наиболее уважаемый раввин тогдашней Германии. Поэтому лишь часть ортодоксов последовала за р. Гиршем, в то – многие остались в одних общинах с реформистами, где пользовались, однако, автономией в религиозных вопросах. В результате во Франкфурте-на-Майне, Берлине и некоторых других городах возникло две ортодоксальных общины, каждая – со своей синагогой и своим раввином.

Отношения между двумя ветвями германской ортодоксии были достаточно напряженными. «Сепаратисты», как называли последователей р. Гирша, обвиняли своих оппонентов в недостатке благочестия и недопустимом сотрудничестве с реформистами. Те, в свою очередь, считали сепаратистов раскольниками, подрывающими национальное единство.

В начале ХХ века организационные противоречия перешли в идеологические. Большинство раввинов-«сепаратистов» поддержали партию Агудат Исраэль, тогда как «общинники» примкнули к Мизрахи. Впрочем, в отличие от современного Израиля, где разница между ультра-ортодоксами и религиозным сионистам бросается в глаза, в Германии отличить одних от других было практически невозможно, поскольку внешне и сепаратисты, и их оппоненты в равной степени были «немцами Моисеева закона»: носили европейское платье, говорили по-немецки, учились в университетах и давали детям европейское образование (естественно, наряду с еврейским).
(Цитата из неопубликованной статьи ВПС).


(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-06-26 10:09 am
Интересно, спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: alon_68
2018-06-26 09:19 am
Президент, кстати, вполне был Розенфельдом, если калькировать его голландскую фамилию на английский.

А Ландау, надо понимать - Эдмунд, конечно, а не Лев. Лев тоже был убеждённый теоретик, но вряд ли бы там и тогда что-то в его честь назвали.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xgrbml
2018-06-26 09:21 am
Эдмунд, разумеется. Лев в теории чисел не петрил. Ему даже приписывается анекдотическое снобское высказывание: "Зачем складывать простые числа, они же предназначены для того, чтоб их умножать?". Слышал бы это Эдмунд :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: evocator
2018-06-26 09:35 am
Крайне познавательно. Спасибо за перевод.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: buddha239
2018-06-26 09:46 am
Забавно: вроде бы, как раз в Вашем журнале обсуждалось, можно ли делать какие-то выводы из невнятного бормотания российского МИДа.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xgrbml
2018-06-26 10:38 am
Можно. Из любых текстов можно делать выводы. А некоторым и по должности положено.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: urod
2018-06-26 09:57 am
А мне сегодня попалась статья о "добродушии". Краткое содержание: группа выгоняет именно тех, кто больше всех заботится о благе группы в ущерб себе.

Полный текст: https://pdfs.semanticscholar.org/db8a/7fd4044397a321eefe63ccdd915ce714a085.pdf

Abstract:

The Desire to Expel Unselfish Members From the Group
Craig D. Parks, Washington State University
Asako B. Stone, Desert Research Institute

An initial study investigating tolerance of group members who abuse a public good surprisingly showed
that unselfish members (those who gave much toward the provision of the good but then used little of
the good) were also targets for expulsion from the group. Two follow-up studies replicated this and ruled
out explanations grounded in the target being seen as confused or unpredictable. A fourth study suggested
that the target is seen by some as establishing an undesirable behavior standard and by others as a rule
breaker. Individuals who formed either perception expressed a desire for the unselfish person to be
removed from the group. Implications are discussed.
(Ответить) (Thread)
From: kostya_h
2018-06-26 09:59 am
Возможно, открытое проявление заботы о группе бесит остальных. А вот когда, как говорит Ауман, каждый руководствуется собственным интересом, и в итоге получается выгодная кооперация — совсем по-другому может восприниматься.

Edited at 2018-06-26 10:01 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: alaev
2018-06-26 10:11 am
- абсолютно рационально - подразумевая под рациональностью чистое стремление к собственной выгоде
Вот это рациональность и губит.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xaxam
2018-06-26 10:27 am
Нет. В качестве поправки следующего уровня появляется чисто эгоистический член "в успешной компании мне лично будет лучше". И он проступает именно тогда, когда однократная игра сменяется на повторяющуюся.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: occuserpens
2018-06-26 11:12 am
[Говорит о совместной работе с Михаилом Машлером о раскрытии секретов. В повторяющихся играх, если ты пользуешься какой-то секретной информацией, то со временем она перестает быть секретной, потому что прочитывается из самой структуры твоего поведения (когда партий много). "Нас попросили проконсультировать американцев, когда те вели переговоры о ядерном разоружении. Один из советов, который мы дали - мы сказали следующее: если вы не хотите раскрывать какой-то секрет другой стороне о том, что у вас есть или на что вы способны, не раскрывайте его тем людям, которые от вашего имени ведут перегоровы"]

Интересная мысль, конечно. С другой стороны, что матэкономисты могут посоветовать ядерным физикам, ракетным инженерам, криптаналитикам? Дипломаты - да, им только ленивый не дает советов :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xgrbml
2018-06-26 11:45 am
Вот да. Рыцарям плаща и кинжала этот принцип давненько был известен, и без всякой теории игр.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: ljmlsas
2018-06-26 11:54 am
"решил, что правильно арестовали, ведь он голосовал против, а нужно голосовать за. Это к теме "влияние улицы". "
Тоже никогда не понимал, что такого плохого в объединении Германии и Австрии. Но в мои времена на "улицах" такое объединение всегда осуждали.
https://avva.livejournal.com/2853304.html?thread=115476408#t115476408
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vishniakov
2018-06-26 04:28 pm
Плохо то, что аншлюс произошел немного нечестно и немного силой... А так да.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: viru
2018-06-26 12:50 pm
Есть субтитры, можно включить перевод на английский.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lauerz
2018-06-26 11:37 pm
Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: humanbean194
2018-06-26 01:58 pm
Я объяснил это жене, и она спросила: "И с этой хохмой он едет в Одессу?"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sun_do
2018-06-26 03:44 pm
спасибо за пометки, интересно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: fiona_grady
2018-06-26 04:15 pm
Спасибо большое, вот удовольствие так удовольствие!
Я тоже делаю записки в уме, по мере прослушивания. Знаменательно, что интервью начинается с наводки "Southern Germany via Brooklyn". Ну я тоже вслед за этим замечу кое что по поводу языка. Проф. Ауман говорит о том, как семья покинула Германию и несколько раз употребляет глагол "вышли". Не уехали, не покинули, а библейское "вышли". Исход. Мы тоже так говорили в период бурного сионизма в начале 70х годов. А вот когда он говорит о себе и брате, которые вместе с режимом и под влиянием улицы и всеобьемлющей пропаганды, осуждали раввина, то я усмехнулась. Наши родители, сами выросшие при Сталине, нам старались сделать прививку от этой самой "улицы", и мы были вполне даже подкованы, не взирая на юный возраст. Но момент, когда колеса паровоза застучали, поезд тронулся, и они оставляют Франкфурт, "момент Исхода из Франкфурта"... о, тут у меня аж слезы навернулись. У нас всех был такой момент в жизни.

А еще по поводу языка, я отметила, что проф. Ауман произносит "Тиш'а бе Ав" именно как в Бруклине, (а может, как в Южной Германии), но не как в Иерусалиме. И уж, конечно, не ускользнуло от меня как он произнес слово "палестинцы". А именно "Палештиним", т.е. тут и Германия и, возможно, непроизвольная аллюзия на "плиштим".


(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-06-26 06:52 pm
Здорово, очень рад, что вам понравилось!

(про колеса поезда очень трогательный момент, действительно)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: Genja Winschel
2018-06-26 07:54 pm
мне рассказали про него милую историю. Когда вручают Нобелевку, лауреат может пригласить 8, по моему, человек. их всех селят в отель, кормят, развлекают, завттрак с королевской семьей, ну и так далее. Все за счет Нобелевского комитета. Ауман с ними связался и сказал что у него только детей 8 и ему разрешили пригласить 16 человек.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cryinstone
2018-06-26 09:36 pm
По-моему, это прекрасно:

" "В первую очередь я должен сказать - я понимаю, что это снимают и запись будет на сайте академии, но давайте договоримся, все, кто это увидят, сохраните в тайне то, что я сейчас скажу - в первую очередь я должен сказать, что не понимаю, почему мне дали Нобелевскую премию. И если бы я был в комитете, который это выбирает, то сам бы за себя не проголосовал. Потому что... что я в конце концов доказал? Главное, что назвали - там еще было всякое в тех работах, и по-моему даже интереснее, но главное, что назвали, это следующую теорему: что в повторяющихся играх есть больше шансов на решения конфликта, на кооперацию между игроками, чем в игре, которая играется один раз. Я объяснил это жене, и она спросила: "И за это тебе дали Нобелевскую премию?" Я сказал, ну что я могу сделать? Ведь это очевидно, да?"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: fiona_grady
2018-06-27 04:01 am
Он с усмешкой сказал,что на психометрическом тесте определили, что он не больно то силен в математике и в преподавании. Ну-c, я в математике сама ни черта не понимаю, но после его кратких обьяснений даже мне кое что стало понятно.

Однако, как я впечатлилась, когда он привел высказывание Рамбама о том, что зарабатывать деньги изучением Торы есть осквернение Имени Господнего.

В общем, еще раз спасибо!
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>