?

Log in

No account? Create an account
найпол - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

найпол [авг. 13, 2018|12:58 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Умер В.С.Найпол, нобелевский лауреат, индиец родом из Тринидада. Давно хотел его почитать и давно как-то не находил время. Решил найти сейчас и начал читать A House For Mr Biswas, один из самых известных его романов (на русский не переведен, кажется). Это история жизни главного героя; он рождается в бедной семье индусов, наемных работников на плантации; по прихоти судьбы попадает в школу, учится грамоте и становится журналистом; неуклюже и неудачно женится; и всю жизнь мечтает о собственном доме, и незадолго до ранней смерти приобретает-таки его.

Не смог это читать. Ужасно неприятно. Написано хорошим слогом, умная, едкая проза. Но при чтении не могу избавиться от навязчивого ощущения того, как автор презирает всех его персонажей, главного героя конечно, но и всех остальных тоже. Это презрение впиталось в язык романа и сочится из каждого знака препинания. И я так не могу. Живо напомнило мне другой роман, от которого у меня было ровно то же впечатление и который я не смог дочитать - "Мадам Бовари" Флобера. Не претендую на роль объективного обличителя Флобера, вполне возможно, это моя частная реакция на него, но Найпол пахнет так же, и я не смог дочитать обоих.
СсылкаОтветить

Comments:
From: bsharp321
2018-08-13 02:10 am

Мадам Бовари

Да, у меня похожее впечатление от "Мадам Бовари". Кстати никогда не мог понять, почему Набоков иллюстрируя для своих студентов понятие "пошлость", приводит в пример Родольфа и Оме, а не саму Эмму Бовари -- этот персонаж по-моему квинтэссенция пошлости.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2018-08-13 11:41 pm

Re: Мадам Бовари

[персонаж по-моему квинтэссенция пошлости]

Ну про пошлость - это к Булгакову. Маргарита, помощница проф.Преображенского, далее везде. Да и Елена Турбина, честно говоря.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: smalgin
2018-08-13 06:11 am
ну, на вкус и на цвет...
про "Мадам Бовари" соглашусь. да, возникает ощущение что автор всех в романе презирает. я вполне могу такое читать, хотя гложет любопытство: а в чем для автора то было удовольствие писать? но куда хуже, когда автор героя явно любит и видит его как весьма положительный персонаж, а мне, как читателю, герой омрзителен. вот такое точно читать невозможно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: villeneuves
2018-08-14 06:15 pm
// гложет любопытство: а в чем для автора то было удовольствие писать? //

Сам Флобер говорил: "Госпожа Бовари - это я".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xgrbml
2018-08-13 06:30 am

На вкус и цвет

Как по мне, сравнение с "Мадам Бовари" - чрезвычайно сильный комплимент.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-08-13 09:10 am

Re: На вкус и цвет

Да, я понимаю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _sabiko
2018-08-13 07:26 am
Занятно, что его отец был журналистом и рано умер https://en.wikipedia.org/wiki/Seepersad_Naipaul
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alj868
2018-09-04 12:11 pm
Ну так дом господина Бисваса про отца и есть. Видья там Ананд, эпизодический персонаж; чтобы запутать следы есть ещё Видьядхар персонаж который не Видья;

Но все это не важно. Роман про то как человек без особых способностей пытается вырваться из жизни коллектива и родового сознания. Даётся ему это тяжело, безумие его настигает, и после успеха быстро наступает смерть.

Знаменательно что Воробей героя презирает и ненавидит. Это говорит нам что Воробей не обладает индивидуальным сознанием, а показывает knee-jerk реакции сознания родового.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2018-08-13 08:46 am
Справедливости ради следует отметить, что писать правду о индийцах нижних по отношению к брахманам каст без презрения - задача весьма трудная.

"Самое неприятное в Индии — индусы. На большинстве этого народа природа решила отдохнуть. Климат позволяет выживать людям в растительном и животным состоянии, да еще и размножаться со страшной силой. А количество интеллекта и духовности на весь народ — видимо, величина постоянная: чем людей больше, тем у каждого меньше."

(Наталья Павловна Лихушина, санскритолог, МГУ)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-08-13 09:32 am
Исландцы вообще полубоги какие-то, наверное.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: i_shmael
2018-08-13 04:08 pm
Интересно. Я совершенно не помню презрения, а вот этнография и отношения в семье очень были симпатично выписаны. Правда, его травелогов читать не смог.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: f137
2018-08-13 05:55 pm
Не самая плохая компания )

А вы многих лауреатов из последних лет 30 читали? И дочитывали )
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alj868
2018-08-14 12:13 am
Ну куда Найполю до Алексиенки. Таких найполей Ее Феликс раз два и к стенке, сотнями.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2018-08-18 12:13 pm
"Вы не можете ответить на этот комментарий, так как его автор вас забанил."

Это я так побеседовал с villeneuves выше. Человек утверждал, что китайцы раньше европейцев наблюдали движение "неподвижных" звезд и в ответ на предложение доказать это попросту меня забанил, глобально :)

Пропал мой длинный комментарий, ну да черт с ним. Зато какой красивый слив, похоже на сцену из Гарри Поттера, когда залезают с ногами в унитаз и дергают ручку.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dizel
2018-09-06 06:04 pm
Согласен, но это, по-моему, неудачная и нетипичная для него книга. Не понимаю, почему она столь популярна. Попробуй A bend in the river. По-моему, гораздо лучше. Еще есть Guerillas и In a free state, тоже очень хороши.

"Мадам Бовари", кстати, мне тоже не понравился :)
(Ответить) (Thread)