?

Log in

No account? Create an account
дни недели - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

дни недели [сент. 3, 2018|09:01 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Цикл из семи дней недели казался и продолжает казаться жутко интересной вещью. Например, то, что в отличие от всех календарных изменений, переносов Нового года, григорианский-юлианский итд., в отличие от всего этого, дни недели по-видимому ни разу не выбились из цикла с античных времен. Между субботой сейчас и субботой во времена Иисуса или Сократа (Сократ не знал семидневной недели, но современные ему древние евреи знали) лежит точное число недель, без единого пропущенного или вставленного дня.

Но вчера мне напомнили другой вопрос, о котором я думал, но не знаю ответа: почему в славянских языках названия дней отражают счет с понедельника? Вторник, четверг, пятница - второй, четвертый, пятый день. И в других славянских языках так же. Это странно, потому что у древних евреев (семидневняя неделя пошла от них) неделя начиналась с воскресенья; в иврите и сейчас воскресенье называется просто "первый день", затем "второй" и так до шестого, и только суббота имеет особое название "шабат" (см. историю создания мира в книге Бытия). Раннехристианские общины переняли эти названия у евреев, и у них например понедельник по-гречески "второй день" (Deutera), вторник "третий день" (Trith) и так далее. Мусульмане тоже заимствовали этот счет в арабских названиях дней.

До христианства славяне не знали семидневной недели; как и многие другие слова, названия дней недели приходили в славянские языки через греческий - например, "суббота" от греческого "саббатон" (из-за того, что в греческом языке не было звука "ш", исходное ивритское "шабат" превратилось в "субботу"). Но почему-то славяне начали считать дни с понедельника, а не с воскресенья, как византийские греки. Почему?

Я не знаю, есть ли убедительная история этого изменения. Иногда пишут, что христиане стали постепенно праздновать воскресенье в качестве главного дня недели, потому что Иисус воскрес в воскресенье; и логично тогда этот главный день считать последним днем недели, а не первым, и постепенно так случилось. Но я не очень понимаю, почему это "логично", и когда именно это случилось.

Фасмер в своем этимологическом словаре ссылается на статью Эдварда Швайцера, в которой вроде бы должно быть объяснение того, почему славяне не переняли счет дней с воскресенья. Но эта статья написана по-немецки, я ее не могу прочитать. Может, кто-то может пересказать, что там говорится на эту тему?

Если еще есть какие-то ссылки или аргументы, буду рад узнать.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: utnapishti
2018-09-03 06:18 pm
Наверное, эта фраза в длинном примечании на стр. 5:

Die Verschiebung hängt zusammen mit der Verlegung des Wochenanfangs auf den heiligen Tag der Christen.
Смещение связано с переносом начала недели на священный для христиан день.

Т.е. да - логика та же, что в иврите: первый, второй итд. день после "священного дня", только "священный день" другой.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: livelight
2018-09-03 06:25 pm
Исламская неделя вообще пятницей заканчивается. И тоже святой, как ни странно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sarmatka_xxi
2018-09-03 06:27 pm
аргументы есть, но первоисточники не помню, разные статьи по древним календарям и сайты. Читала следующее. У славян была 5ти дневная неделя, поэтому логично что пн - первый после недели, середа - середина пятидневки, и пятница пятая. При введении христианства просто после пятницы прилепили субботу и воскресенье, кстати выходным оно было не сразу. У евреев все сразу логично было поэтому у них суббота -7й день. А славянам долепили до 7ки, в религиозных целях. В русском добавили из церковно-славянского, поэтому воскресенье. А вот в украинском осталось старое название этого дня Неділя.



Edited at 2018-09-03 18:29 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: prool
2018-09-04 05:59 am
Как могла возникнуть пятидневная неделя? Семидневная (как и месяц) вытекает логически из фаз Луны, а пятидневная как? И зачем?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: gul_kiev
2018-09-03 06:30 pm
Попытки изменить неделю были.

А почему непонятна логика привязки к воскресению Иисуса? День, когда он воскрес, воскресение, люди идут в церковь и празднуют, а начинать неделю с выходного действительно немного странно. Отдыхать больше принято в конце, а не в начале. По-моему, всё понятно и логично. Например, представьте график, при котором решили делать 10 минут отдыха после каждых 50 минут работы. Мне кажется более естественным в таком случае отдыхать последние 10 минут каждого часа, а не первые 10 минут. Разумеется, это не более, чем стереотипы и психологичексие забубоны (почему отличие в цене между 1.99 и 2.00 кажется значительнее, чем между 1.98 и 1.99, почему начинать что-то 1-го числа проще, чем 28-го и т.д.), но оно так.

Неестественно, как раз, у американцев (и не только), что неделя начинается с выходного. То есть, выходной изменили, а начало недели не перенесли. Получилось странно, но привыкли.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vvz
2018-09-03 09:25 pm
При том, что неделя начинается с воскресенья именно связка «суббота-воскресенье» называется weekend. И у нас сейчас long weekend - три выходных дня подряд, из которых только один заканчивает неделю, а два других начинают новую. Weekstart было бы логичней, но человеческие языки и логика не всегда сочетаются.

Впрочем, учитывая, что в русском слова «начало» и «конец» произошли от одного и того же слова, разницы с какого дня начинать - нет.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: gremrien
2018-09-03 06:33 pm
Нет, счет начинается именно с воскресенья, это особенно хорошо в украинском заметно:

1. Неділя
2. Понеділок (день по неділі, перший день після неділі)
3. Вівторок (другий день після неділі)
4. Середа (середній день тижня - точно середина тижня, якщо рахуємо з неділі)
5. Четвер (четвертий день після неділі)
6. П'ятниця (п'ятий день після неділі)
7. Субота

Сама этимология слова "понедельник" ("по-неділок") указывает на его вторичность по отношению к воскресенью ("неділі").
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kuzh
2018-09-03 07:19 pm
Глубоко! Но всё равно пнд - первый день.
(Вскр. у русских - когда возносятся, а у украинцев - когда ничего не делают)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: goodwife
2018-09-03 06:36 pm
в английских и американских календарях неделя начинается как раз с воскресения, ну а названия либо планетные либо численные, вторник второй четверг -четвертый, воскресенье день солнца, понедельник луны, среда Венеры, суббота - Сатурна. Пятница вроде пятая, лень гуглить.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: darum
2018-09-03 08:07 pm
А пятница досталась от прекрасной Фреи.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maniak_dz
2018-09-03 06:37 pm
Коллега указал место, где Швицер описывает сдвиг начала недели у восточных и западных славян.

Швицер указывает на то, что славянское "среда" совпадает с германским "митвох" ("середина недели"), т.е., у славян ранее первым днём недели считалось воскресенье ("неделя", день ничегонеделанья). Немного выше Швицер указывает, что иудейское нумерование дней недели после субботы перешло в греческий, где они нумеровались: "проте", "дейтера", "трите", "тетра", "пента" (а потом - "параскева", соответствующая пятнице). Видимо, Швицер приводит примеры различения дней по номерам от сакрального для того, чтобы продемонстрировать преемственность принципа: день после священного в разных языках получает номер первый.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2018-09-04 06:22 am
Грузины тоже считают от субботы, т.е. понедельник - второй день, вторник - третий итд.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sphayros
2018-09-03 06:43 pm
А почему сейчас международный стандарт - начало недели с понедельника?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: livelight
2018-09-03 07:11 pm
Все бывшие английские колонии говорят на международном английском языке и смотрят на ваше понимание международного формата недели с недоумением.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ktotam
2018-09-03 06:47 pm
в немецкой статье (на 5 странице) примерно то же самое написано (я чуть сократил без потери смысла)

В верхней Адриатике и на всей славянской территории нумерация сохранена, но сдвинута на одну позицию: пятница в славянских языках является пятым днем, четверг четвертым, вторник вторым. Этот сдвиг связан с переносом начала недели на святой для христиан день, и только слово для среды подразумевает ещё старый порядок счета. Понедельник называется "днем после воскресенья". Аналогично понедельнику образуется слово для вторника. Четверг и пятница практически повсеместно образуются аналогично друг другу, кроме русского, в котором пятница, под влиянием женского рода у субботы, также женского рода. Оттуда и заимстованные в венгерском csütörtök и péntek, а в мордвинском же русские слова используются для понедельника и пятницы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-09-03 09:56 pm
Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: frontvolk
2018-09-03 07:15 pm
А почему Вы считаете, что семидневная неделя пошла от древних евреев? Вроде как ее придумали еще шумеры, которые не были даже семитским народом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: muh2
2018-09-03 07:33 pm
А почему славяне выделены в отдельную категорию? Нет ли здесь расизма?

У французов - тоже день начинается с понедельника. Подозреваю - еще много у кого. Даже у американцев это не однозначно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ktotam
2018-09-03 11:44 pm
у славян не "день начинается с понедельника", а названия некоторых дней недели (вторник, четверг, пятница) отражают нумерацию с понедельника.

ср. португальский: понедельник = segunda-feira, вторник = terça-feira, среда = quarta-feira, четверг = quinta-feira, пятница = sexta-feira.

у французов вообще нумерации в названиях нет, только планеты (кроме сб-вс)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olex_u
2018-09-03 07:55 pm
Да, вторник второй день. Но это не значит, что начинают с понедельника. Программисты, вот тоже начинают счет с нуля.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: snusmumrikkk
2018-09-03 08:50 pm
Любопытно также, что в старых изданиях календарей (до 1940-х, видимо) неделя начинается всё-таки с воскресенья. Например тут и в прочих результатах поиска картинок по запросу о табель-календарях 19 века.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-09-03 09:56 pm
Тем более странно, правда?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: nukakzetak
2018-09-03 11:57 pm
Христиане соблюдали шаббат очень долго, лет так триста с чем-то, а потом сдвинули его на воскресенье, чтобы осложнить жизнь евреям.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: aka_mik
2018-09-04 02:04 am
Ещё прикольно что украинцы не работают только в воскресенье - "недiля", а русские - целую неделю)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2018-09-04 06:20 am
Вообще почему "седмица" по-русски стала "неделей" - совершенно непонятно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: dmitrois
2018-09-04 02:24 am
Что характерно, в некоторых азиатских языках (например, японском, корейском, тайском) дни недели называются по названию планет: воскресенье - "день Солнца", понедельник - "день Луны" и т.д.

В китайском - нумерологически: понедельник - "первый день недели", вторник - "второй день недели" и т.д., и только воскресенье - "день Солнца" (или "день неба").

И, чтобы окончательно всех запутать, во вьетнамском - воскресенье это "главный день", понедельник - "второй день недели", вторник - "третий день недели" и т.д.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tyomitch
2018-09-04 08:06 pm
Во всех европейских языках понедельник -- "день Луны" и т.д., а в половине ещё и воскресенье -- "день Солнца".
(Ответить) (Parent) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>