Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

обратная эмпатия

Интересное наблюдение с просторов реддита:
"Несколько лет подряд я преподавал вводный курс философии в публичном колледже в США, в который попадали в основном студенты из рабочего класса. В рамках лекции о свободе воле и ответственности я предлагал студентам обсудить людей, которые выросли в обездоленных семьях и попали в преступную среду - можно ли целиком возлагать на них ответственность за их поступки? Например, ребенок, выросший в семье с отцом-алкоголиком, избивающим его, мать на таблетках, два брата в тюрьме, и он в итоге прибивается к банде и попадает в тюрьму. Меня удивило, что почти все мои студенты (в отличие от коллег-преподавателей) нисколько не соглашались с тем, что такие люди несут пониженную моральную ответственность за свои поступки. Обычный ответ моих студентов был в духе "Да, это примерно как мой двоюродный брат Фредди, тот еще мудак. Мой отец тоже был алкоголик и я вырос в нищете, но добрался до колледжа, так что не надо придумывать оправданий"."


Т.е. идея в том, что люди, которые на своем опыте знают, как это - быть в определенной ситуации - сочувствуют другим людям в такой ситуации меньше, а не больше, как можно было бы предположить. "Эмпатия без симпатии". Есть эмпатия - способность поставить себя на место такого человека, представить себя в такой ситуации - но она ведет не к симпатии, а наоборот. Обычно мне всегда кажется важным стремиться к эмпатии и к лучшему пониманию того, "как это" - быть кем-то или вести себя так-то; и мне казалось, что это всегда ведет к способности пожалеть, проявить сочувствие. В данном примере эта связь порвана или даже перекручена наоборот.

Сначала я подумал, что это связано просто с более детальным знанием предмета, и что это бывает сплошь и рядом. И может, так и есть, но не только в этом дело. Посмотрим на такой пример: скажем, где-то государство преследует и притесняет цыган (в Румынии, кажется). Кто-то этим возмущается, а другой ему в ответ говорит: "да ты просто ничего не понимаешь, вот если бы ты жил рядом с ними, как я жил, ты бы знал, что..." Это достаточно стереотипный ответ, не только про цыган, естественно. Но это НЕ пример того, о чем говорится выше. Пример того, о чем говорится выше, это если кто-то отвечает: "ты ничего не понимаешь, я сам цыган, но смог уйти от этой таборной жизни, а те, кто не ушли, они на самом деле..." Такого рода ответы тоже бывают, но, кажется, редко.

Какие еще бывают интересные примеры такого?
Tags: культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
По-моему, с проблематикой такого рода мы сталкиваемся ещё в школе. "- Дай списать? - Почему? - Не успел сделать (не смог, не справился)... - А почему тогда я смог??"
Мде? Ни разу на моей памяти никто не отказывал мне в этом и я тоже. А зачем? Это же не конкурентная среда. Наоборот, давая списать, ты поощряешь лоботрясничество и уменьшаешь конкуренцию в будущем.

evocator

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

evocator

2 years ago

muh2

2 years ago

_glav_

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

_glav_

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

_glav_

2 years ago

vishniakov

2 years ago

vladlitovchenko

2 years ago

the_toad

2 years ago

бросившие курить
Отличный пример. Сюда же завязавшие наркоманы.

umbloo

2 years ago

Почему то отрицая свободу воли этих людей, гуманисты предлагают прощать им преступления, а ведь именно зависимость этих людей от внешних обстоятельств свидетельствует о том что их поведение может быть исправлено наказаниями
Вы уверены, что статистика по рецидивистам на вашей стороне?

arhiloh

2 years ago

vels

2 years ago

arhiloh

2 years ago

freedom_of_sea

2 years ago

А что вообще значит "нести моральную ответственность за свои поступки"? Перед кем нести? Перед собой? Ну так этот человек сам с собой разберется. Передо мной? А нафиг я этому человеку нужен со своими оценками? Беспристрастная моральная оценка человека с учетом всех его обстоятельств - это нечто из компетенции Бога. Людям надо быть скромнее :)
Мораль вне общества вообще абсурдна. Поэтому, очевидно, что моральную ответственность несут перед этим самым обществом, в котором господствует та или иная, но вполне конкретная мораль.

roving_wiretrap

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

roving_wiretrap

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

botya

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

botya

2 years ago

roving_wiretrap

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

muh2

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

muh2

2 years ago

_glav_

2 years ago

roving_wiretrap

2 years ago

_glav_

2 years ago

roving_wiretrap

2 years ago

cryinstone

2 years ago

the_toad

2 years ago

roving_wiretrap

2 years ago

the_toad

2 years ago

> Какие еще бывают интересные примеры такого?

Несколько раз общался с евреями-антисемитами. Не в том смысле, что они ненавидят евреев. А в том смысле, что они, например, считают многие практики государства Израиль сродни фашистским практикам. Кроме того скептически относятся к идее о том, что некоторые страны вдолгу (до сих пор) перед еврейским народом.
Где в этих взглядах антисемитизм?

Неприятие пыток Штатов - это американофобия, а режима красных кхмеров - расизм по отношению к азиатам, получается.

dmitrmax

2 years ago

villeneuves

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

villeneuves

2 years ago

prezj_vsegor

2 years ago

karpion

2 years ago

Современное общество лепит слишком много оправданий. У всех есть телевизор или интернет, там показывают разные модели жизни, не такие как у отца с матерью.
Показывают-показывают девушку, которая всего сама добилась даже не кончив универа, потом - внезапно: дык она ж жулик...

Очень снижает воспитательный эффект и надолго.


Отслужившие в армии на (пост-)советском пространстве (не все, но некоторые)
Вообще, если человек считает, что преодоление каких-то трудностей сделало его лучше и было ему полезно, то он будет меньше сочувствовать людям, которые преодолевают их сейчас или не смогли их преодолеть.
Не все. Иначе бы дня ВДВ не было )
Как минимум потому, что этим рабочим ребятам, с большой вероятностью, приходилось пробиваясь наверх иметь неприятности от тех, кто не пробивался на тему "ты что, самый умный".

Ну и, конечно, желание максимально отстроиться от похожих, но "совсем-совсем не таких".
сплошь и рядом в России, например, не уступать беременной женщине место в общественном транспорте или не разрешить ей пройти в поликлинике без очереди, потому что "я тоже была беременная и мне в такой же ситуации никто место не уступил/ никто вперёд без очереди не пропустил" или "беременность не болезнь!" (логики, кстати, в этом совершенно никакой нет и не найти, даже если постараться, это иррациональное поведение). естественно, такое встречается только среди женщин. мужчины могут не уступить/ не пропустить, но в качестве аргумента какие-то другие объяснения могут быть. а чаще мужчины просто уступают и пропускают и в этом отношении "в среднем" намного добрее женщин "в среднем" оказываются. среди женщин тоже встречается и сочувствие, конечно, в том числе и потому, что они помнят и/или понимают, что такое беременность.
Что-то мне, когда я была беременная, и с маленьким ребенком потом, уступали в основном женщины.

marvellous_lynx

2 years ago

thawing_wind

2 years ago

_sabiko

2 years ago

это связано с возрастом.
проходит максимализм и приходит понимание, что не всем дано стены лбом прошибать.

Deleted comment

Сейчас в России в крупных городах очень популярно квази-либертарианство: мол, я добился, вот у меня квартира-мерседес, а ты нищий, потому что сам ничего не хочешь, все, кто хотят, добиваются.
Естественно, это способ обойти моральную коллизию, спрятать голову в песок от восприятия действительной ситуации: в заданных общественных условиях повезти может сильно не всем, без толп неудачников просто нет избранных счастливчиков.
Ничего не понял. О какой коллизиции вы говорите, которая рождает квази-либертарианство? Разве либертарианство имеет постулат, запрещающий иметь квартиру-мерседес или наоборот - не иметь онных? )

botya

2 years ago

iq_21

2 years ago

botya

2 years ago

iq_21

2 years ago

karpion

2 years ago

iq_21

2 years ago

karpion

2 years ago

iq_21

2 years ago

botya

2 years ago

villeneuves

2 years ago

botya

2 years ago

villeneuves

2 years ago

Человек сам отвечает за свои поступки.

Ето только в совке привыкли валить на семью, коллектив, и т.п.
Преподы с размытыми моральными устоями, я таких уродов навидался.
У етих преподов в воровстве виноват не вор, а сторож, в изнасиловании виноват не насильник, а жертва в короткой юбке, в убийстве солдат виноват не противник, а свой командир.
Пидарасы в плохом смысле слова преподают свои размытые моральные устои людям.
/Ето только в совке привыкли валить на семью, коллектив, и т.п./

Ага. Тот-то автор примера, кроме как из совка найти не смог. Ой.

prol_prolych

2 years ago

muh2

2 years ago

prol_prolych

2 years ago

/"да ты просто ничего не понимаешь, вот если бы ты жил рядом с ними, как я жил, ты бы знал, что..."/

По-моему это достаточное объяснение. Это ж в телевисоре (о, хорошо я опечатался, пусть будет) тигр - кошечка, и ми-ми-ми. А в джунглях - совсем не так.
А джунглях тирг с козлом живет ))))

muh2

2 years ago

dmitrmax

2 years ago

muh2

2 years ago

Отличный пример - ненависть "давно приехавших" по отношению к недавним нелегальным иммигрантам.

На другом конце спектра - champagne socialism. Симпатия через удаленность от предмета.
Кстати да: "мы прошли все бюрократические процедуры и ждали положенное время, - почему другие имеют право прорываться вне очереди?"

cmpax_u_pagocmb

2 years ago

ira_k

2 years ago

cmpax_u_pagocmb

2 years ago

Многие из тех "идейных" коммунистов, кто был репрессирован в 30е годы, искренне полагали, что "лес рубят - щепки летят". Т.е. да, их конкретно взяли по ошибке, и наверно кого-то еще, но ничего не поделаешь - "лес рубят - щепки летят", значит, так и надо.

"Самые несчастные люди в тюрьме были коммунисты. Они взяли на себя роль добровольных защитников МГБ.
Они уверяли всех, что в стране был огромный контрреволюционный заговор, и если при ликвидации его были допущены ошибки, то: лес рубят — щепки летят. Они говорили, что нужно вырезать гангренозное место с живым телом, чтобы спасти организм.
Если их спрашивали, зачем на следствии бьют и заставляют давать ложные показания, они отвечали: "Так надо". И против этого уже нечего было возразить."

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →