?

Log in

No account? Create an account
гармония и мелодия - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

гармония и мелодия [ноя. 29, 2018|10:07 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Когда я слушаю песню, мне трудно услышать гармонию (аккорды, аккомпанемент). Я имею в виду не только то, что я не могу на слух опознать аккорды, дело не только в этом - я не ощущаю на слух саму важность аккордов для музыки. Я понимаю ее умом, потому что читал об этом и знаю основы элементарной теории музыки, но я это не ощущаю.

Вообще когда я думаю о какой-то песне, то первое и главное, что для меня существует - это слова. Слова это и есть песня, а все остальное это как бы автоматически добавляется, чтобы петь, а не говорить вслух. Это первое ощущение, без мыслей. Ладно, мы согласились, что оно неверно, тогда следующий этап - песня это слова и мелодия. В конце концов можно же ее напеть вслух. Значит, это и есть песня, а гармония - это такой необязательный бонус. Наверное, я не один такой, с одной стороны - но с другой стороны, явно есть более музыкально одаренные или развитые люди, которые ощущают гармонию непосредственно и явственно, в отличие от меня.

Если вы знаете хорошие способы расширить свое ощущение гармонии, гармонический слух, расскажите, я с удовольствием попробую. Вчера я специально поискал и нашел хороший пример того, как одна и та же мелодия звучит по-другому поверх двух разных гармоний.

Вот песня That's all группы Genesis. Послушайте самое ее начало. Первый куплет состоит из двух частей, в которых звучит одна и та же мелодия (голос поет одни и те же ноты), но разная гармония. Первая часть 0:13-0:23 на видео, вторая 0:23-0:33.



А вот отличное видео, в котором то же самое в той же песне показано визуально на клавиатуре фортепиано (но сначала послушайте клип песни выше и попробуйте вслушаться в мелодию и аккорды). Это видео из жанра "наглядно покажем, какие клавиши нажимать, без нотной записи", который меня немного раздражает, но для данной цели как раз оказывается идеально. Сравните первую гармонию (повторяется два раза, 0:15-0:38), и вторую гармонию (0:38-0:50). Обратите внимание, что мелодия в правой руке, оранжевые линии, вообще не меняется от первого раза ко второму. А звучит совершенно по-другому.



В общем это все, что я хотел сегодня сказать на эту тему. Если у вас есть еще похожие примеры, расскажите мне, пожалуйста. Мне надо этот пример прослушать еще раз тысячу, наверное, потому что пока что все, что я могу о нем сказать - это что ноты звучат по-другому, и я это хорошо чувствую, но не могу уловить и описать это ощущение, это какая-то странная магия.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: primus_
2018-11-29 08:22 am
Когда мы спим, то в первую очередь засыпает рациональное мышление, но одновременно все скорости замедляются.

Если замедлить музыку в 1.5-2 раза с сохранением частот и поставить таймер запуска музыки примерно на 6 минут, и лечь спать, то вы получите невероятные ощущения!

Edited at 2018-11-29 08:24 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vatrikovsky
2018-11-29 08:30 am

В композиции всегда есть несколько слоев единиц смысла :-)

Хороший способ разобраться — посмотреть толковые видео о записи альбомов и последить за изменениями ощущений по мере добавления новых партий в песню.

Например, Muse: Making of The 2nd Law. Или Dream Theater: Chaos in Progress.

Главный композиторский кайф песни почти всегда во взаимодействии элементов, и только иногда — в них самих.

Написал бы «главный музыкальный», но он в исполнении.

(Ответить) (Thread)
From: vsvor
2018-11-29 09:33 am
ИМХО лучший способ для любителя научится слышать гармонию - год-другой ходить на три буквы. В смысле, в хор. К сожалению, во-первых, подходящий хор должен быть в пределах доступности, а во-вторых, не каждый бездельник может себе это позволить в смысле затрат времени и энтузиазма.

Когда после нескольких лет хора переслушал Jethro Tull, узнал много нового.

Edited at 2018-11-29 09:37 (UTC)
(Ответить) (Thread)
From: dmpogo
2018-11-30 05:28 am
Да не каждого и возьмут :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_lesley
2018-11-29 09:41 am
Вы видели вот это?
Howard Goodall How Music Works 3 Harmony
https://www.youtube.com/watch?v=HteU3bDKrsM
Правда, это не совсем о том, как слушать гармонию, скорей, о том, как она устроена и как исторически развивалась.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avla
2018-11-29 10:22 am
Я как раз очень хорошо чувствую аккорды, какие аккорды напрашиваются.
Думаю что это потому что мой первый инструмент был АККОРДеон,
там вся левая часть инструмента представляет собой набор готовых аккордов.

(но в общем инструмент довольно неудобный и слишком уж специфический,
годится для народной музыки, для французской, для германской, Lili Marlene и всё такое,
а для рока, для классики, для джаза как-то совсем не подходит,
и для академического авангарда тем более не подходит,
как-то смешно всё звучит по-деревенски)
(Ответить) (Thread)
From: ichthuss
2018-11-29 11:19 am
На этом месте Олег Скрипка засмеялся.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: peter_fromm
2018-12-01 04:44 am
за ним следом дядя Федор Чистяков
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: leon_ark
2018-11-29 11:26 am
Нет, примеров похожих нет. Просто хотел сказать "Спасибо" за Genesis. Давно не слушал, лет двадцать, если не больше. Одна из любимых групп молодости. Такой и осталась.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: adlov
2018-11-29 11:42 am
Обратный случай. Читая рецензии на новые альбомы поп- и рок-музыкантов, постоянно испытываю потрясение, когда 99% объема рецензии занимает разбор тематики текстов. Ценность музыкальных композиций может практически полностью исчерпываться такими вещами, как гитарный рифф или сочетание тембров голосов. А какие именно слова поются - вопрос в большинстве случаев глубоко второстепенный. Диланов и Высоцких единицы, песен в мире производится сотни тысяч ежегодно.

Edited at 2018-11-29 11:51 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alexfifer
2018-11-29 12:33 pm
В любой песне/композиции всегда внимательно слушаю басовую партию.
Именно басовая партия и создаёт основу гармонии.
(Ответить) (Thread)
From: nighteagleowl
2018-11-29 12:44 pm
Думаю дело еще и в привычке. В других темпераментах, отличных от наших 12 равных полутонов на октаву, наши аккорды будет и звучать по другому, особенно когда в них (как в джазе) много нот одновременно. В церковной или органной музыке раньше даже эхо собора (где исполнят) учитывали для гармонии.

Иногда и наоборот делают: young temperament (1799) - Thomas Young argued that there were good reasons for choosing a temperament to make "the harmony most perfect in those keys which are the most frequently used" (!)

Это как в живописи - как сделать, чтобы почти точно понравилось - рисуй солнечный день в лесу и зверей. Так и в музыке - жми эти клавиши и будет неплохо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gul_kiev
2018-11-29 01:45 pm
> Вообще когда я думаю о какой-то песне, то первое и главное, что для меня существует - это слова

Кажется, это довольно редкое и необычное восприятие песен.
А в словах вы воспринимаете смысл или просто сочетания слов и передаваемые эмоции ("я сажаю аллюминиевые огурцы", "мы ждём перемен" и т.п.)?
Действительно интересный смысл в словах песни по-моему не так уж часто бывает.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ncuxuamp_pro
2018-11-30 10:35 pm
я тоже слова воспринимаю, а не мелодию. Музыка кажется каким-то не обязательным фоном (я понимаю, что это не так, но мое восприятие от этого понимания не меняется).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tripperjack
2018-12-03 03:11 pm

RE: ravelin_by

Как вы слушаете песни на иностранных\незнакомых языках?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ncuxuamp_pro
2018-12-03 07:45 pm

Re: RE: ravelin_by

на любом языке - это слова:)
Я слышу "О соле мио...", я слышу "Шоу маст гоу он" (и, к сожалению, не слышу никакого The перед show), я слышу "Рамамба хару мамбуру" или "Ой, мороз, мороз" - это слова, понятен их смысл или нет.
Песню можно петь под гитару, песню можно петь самому вообще без музыкального сопровождения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moebiuscat
2018-11-29 04:22 pm
Мне кажется тут как-раз случай что дело не совсем в аккордах. Там аккорды неполные - они намекнуты чистыми квартами и квинтами. Там главный кайф после однообразной и унылой квинты - басовый ход вниз, этот бас сердце то и греет. Бас вообще часто "разряжает" напряжение, создавая такое новое и приятное ощущение. Вот например живое исполнение композиции La Femme D'Argent французской группы Air. Там вначале просто бас на фоне напряжения, создаваемого одной струнной нотой. А потом вступает электропиано - и сразу совсем другое ощущение от той же басовой партии, прямо одно удовольствие.

https://www.youtube.com/watch?v=HyqwEWp2g1c

В общем, мне кажется, что лучший способ слушать гармонию, это не концентрироваться на гармонии, а внутренне слышать "партитуру", то есть отслеживать партии всех инструментов параллельно. Это лучший совет, который мне дал один человек в молодости, и который для меня полностью изменил то, как я слушаю (и пишу) музыку. Можно послушать несколько раз любую композицию, отслеживая партию одного инструмента внимательно. Потом другого. Потом слушать все вместе, но следя за всеми партиями по отдельности. Тогда музыка превратится из "каши" с настроением, в ажурную конструкцию с четко видными элементами.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ololombo
2018-11-29 08:34 pm
Желтые линии все-таки меняются, в первом случае играется Em7(ми-соль-си-ре)->D, а во втором Am7(ля-до-ми-соль)->D, линейчатый пианист поясняет это примерно на 6:12

А вот, например, в классической The girl from Ipanema - вообще вопиющий случай, мелодия в начале каждого куплета повторяется дважды по паре тактов, а поддерживающая гармония сдвигается на тон.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dtum
2018-11-30 12:15 am
Лучшая (ну или одна из самых лучших) песен Дженесис сто процентов.
(Ответить) (Thread)
From: 999999
2018-11-30 02:09 am
https://www.youtube.com/watch?v=eRkgK4jfi6M про эмоциональную выразительность гармонии для всех уровней от ребенка до аса серийно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: freeborn
2018-11-30 02:35 am
ноты нужно оценивать не сами по себе, а по интервалу от баса и предыдущей ноты
а бас и аккорд в песне - тоже по интервалу от тоники

можно тренироваться на слух распознавать интервалы, как например здесь http://musicalserge.blogspot.com/2012/08/blog-post_13.html

так же и смену аккордов, хотя бы простейшие I - V - I , I - IV - V - I, потом минорные и переход в параллельный мажор и обратно (90% популярных песен)

(у меня нет музыкального образования, но я учусь %)


Edited at 2018-11-30 02:35 (UTC)
(Ответить) (Thread)
From: lazyreader
2018-12-01 06:56 pm
Вот пример, если хотите.

Известная прелюдия Рахманинова до диез минор. Она заканчивается последовательностью почти одинаковых аккордов, с одной и той же тоникой, но гармония этих аккордов настолько различна, что это воспринимается просто как речь, как смена интонаций человеческого голоса, который задал один вопрос и после этого - неверие - несогласие - мольба - надежда - примирение. Несколько почти одинаковых аккордов на одной тонике.
(Ответить) (Thread)
From: xy
2018-12-01 07:41 pm
> Вообще когда я думаю о какой-то песне, то первое и главное, что для меня существует - это слова.

Вы же любите авторскую песню, правда ? Мне кажется это коррелирует.

Для меня песня это в первую очередь музыка. Поэтому когда мне приходится слушать авторскую песню, то в первую очередь я слышу какофонию, сопровождающуюся какими-то невнятными блеяниями , и лишь только потом, после некоторых усилий, мне удается за всем этим иногда разглядеть глубокий духовный мир и романтику костра с ним заодно :)
(Ответить) (Thread)