?

Log in

No account? Create an account
популярность гарри поттера - По делам сюда приплыл, а не за этим — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

популярность гарри поттера [авг. 10, 2019|12:29 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Пол Грэм отвечает в твиттере на вопрос

"Почему Гарри Поттер стал таким популярным? В 90-е были сотни книг в жанре Yound Adult, почему именно эта стала гигантским бестселлером и символом эпохи?"

Но его ответ мне совсем не нравится. Он пишет, что скорее всего дело не в том, что в книгах про ГП есть нечто новаторское, а просто она их очень хорошо написала. Типа, отлично выполнила свою работу. "Did a great job writing them".

Но поскольку он не предлагает никаких других критериев "great job", кроме как "стал бестселлером" - типа, судите по результатам - выходит, что "great job" просто это и означает по определению. Скажем, "50 оттенков серого" тоже стала гигантским бестселлером, значит, ее автор тоже "did a great job". "Great job" не может быть литературным качеством, например (как показывает только что названная "50 оттенков серого"), или другими качествами собственно книги. Это объяснение ничего не объясняет.

Я же по этому поводу думаю... у меня есть два ответа, и они противоречат друг другу.

С одной стороны, объяснения скорее всего просто нет. К культурным трендам легко подобрать убедительные объяснения, и они почти наверняка неверны. Кроме того, суперпопулярность всегда несет элемент случайности, в ней нет закономерности. Да, было много других романов, в том числе про молодых героев, в том числе фентези, в том числе хороших. Но именно эти каким-то неуловимым образом попали в струю, заполнили какую-то лакуну, но безответственно строить теории о том, какую именно, потому что эти теории никак невозможно проверить в любом случае. И даже это "попали в струю" только частично верно, потому что есть обратная связь и после какого-то уровня популярности сам этот факт помогает дальше продвигать популярность. Верно ли, что любой другой детский фентези-роман того времени мог стать столь же популярным, если бы ему случайно досталась начальная критическая масса? Нет, это уже абсурд, настолько отрицать индивидуальный вклад Роулинг нельзя, но и воображать, что все дело в нем - тоже неверно.

С другой стороны, вопреки только что сказанному, мне тоже хочется строить теории на песке о том, что именно в ГП было так созвучно эпохе и читательским массам. Я бы отметил две вещи:

1. Эпичность, размах. Много персонажей, сложные социальные и личные отношения между ними. Ср. с серией "33 нечастья" Лемони Сникета, которая кстати в те же годы выходила.

2. Настоящие добро и зло. Главный злодей в ГП - зло, настоящее зло, evil, не кто-то, кто полон ненависти, потому что в детстве у него были проблемы с родителями, но до него можно достучаться; не зло понарошку, как в экшн-сериалах 80-х, где все время стреляют, но никто никогда не ранен и не убит; не ироничное зло с подмигиванием читателю. Нет, это злой колдун, который считается умершим 10 лет назад, но до сих пор люди бояться говорить его имя вслух. Мне кажется, что в 90-е детская и подростковая литература отказывалась, как правило, всерьез относится к проблеме добра и зла, и когда появился ГП, огромное число читателей вдруг осознали, что именно этого им не хватало. Я, кстати, вижу в этом также причину или одну из причин взрывного роста популярности аниме на Западе в конце 90-х.

Почему Гарри Поттер стал таким популярным?
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
[User Picture]From: spamsink
2019-08-09 09:33 pm
Откуда взялась эта манера повторять обсуждаемый вопрос в конце поста?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2019-08-09 09:36 pm
Ее взял на вооружение shkrobius.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: serega133
2019-08-09 09:48 pm
1. Голливуд.
2. Удачное перелицовывание Толкина.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2019-08-09 09:52 pm
1. Популярность была и до фильмов.
2. Почти ничего общего.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: burrru
2019-08-09 09:49 pm
Вопрос не совсем точный. И оба пункта неверны.

ГП стал популярен после первых трёх книг. Там не больше персонажей, чем в других книгах. И зло там слабое совсем.

Правильный вопрос: почему первые три книги Гарри Поттера стали такими популярными?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2019-08-09 10:01 pm
Ну я не знаю, с какими другими книгами ты сравниваешь по персонажам и злу. С поправкой на три книги согласен, я это знаю, просто не вдавался. Но хорошо, почему?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: evocator
2019-08-09 09:58 pm
У Быкова много об этом сказано.

1. Христологический сюжет.
2. Современные отношения между людьми и вытекающие из них коллизии.
3. Актуальная тема развития и использования сверхспособностей.
4. История преодоления героем страхов, тянущихся из прошлого.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lapot
2019-08-09 11:47 pm
Фигню несет Быков.

Популярной стала первая книжка, просто вирально - я своими глазами это видел, у меня тогда сын был в подходящем возрасте.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonid_smetanin
2019-08-09 10:17 pm
Я думаю/уверен, успех Гарри Поттера это чисто коммерческий феномен, его раскрутили используя все возможности Warner Bros и потом сняли большой куш. Я очень хорошо помню, когда в какой-то момент времени (1997?) внезапно из каждого утюга пошла рекламная цунами про чудесную книгу про Гарри Поттера. Натурально были задействованы все каналы, потому что реклама гарри поттера была ВЕЗДЕ, на второй странице Sports Illustrated, флаер вложенный в очередной комикс от DC, рекламная вставка на MTV, обвешаная баннерами Yahoo и так далее. Волна шла дикая, а я тогда много тусовался в одной транснациональной рекламной фирме и в курилках все обсуждали зачем это нужно, понятно, что деньги все одного конгломерата и перекладываются из кармана в карман, но всё же. Сошлись во мнении, что запускают какую-то большую долгоиграющую глобальную франшизу, и верно, через годик вышел фильм, который оставил впечатление, что это не фильм, а реклама мерчандайза, потом второй том, второй фильм, тупейшая компьютерная игра, очечки и волшебные палочки в макдональдсовском Happy Meal, футболки с принтами и космические количества мерча везде где можно .
Без сомнения, литературная основа хорошего качества (чай не звёздные войны :), но основная заслуга во всемирной известности принадлежит какому-то безвестному топу из TimeWarner

Edited at 2019-08-09 22:21 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: serega133
2019-08-09 10:26 pm
Выше меня и Вас опровергли) Голливуд ни при чём)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: only_for_read
2019-08-09 10:21 pm
Тема борьбы добра со злом; тема избранности; очень удачное смешение сказочного мира и британской современности; серия книг, в каждой из которых много от детектива, но вместе они связаны эпическим сюжетом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dimitrijj_urvan
2019-08-13 05:33 pm
Все просто. В книгах Дж. К. Роулинг прослеживаются глубокие и явные сатанинские корни. Более того очень талантливо и ненавязчиво сатанинские культы в ее книгах усиливаются от книги к книге и выставляются в благородном виде.А Джоан Роулинг является одним из наиболее успешных писателей в мировой истории, среди многих других преуспевших на службе инфернального мира, получивших земную славу в обмен на свою душу.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: livelight
2019-08-09 10:41 pm
Я бы добавил: первая книга очень умело (хотя на взрослый взгляд - слишком тупо и примитивно) чешет комплексы 11-летнего затюканного подростка - чем и стала среди них популярна. Потом там стало всё гораздо глубже и серьёзнее, но выстрелило именно это.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2019-08-09 10:50 pm
Какие комплексы? Почему только 11-летнего?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: andsey
2019-08-09 10:54 pm
Случайно
(Ответить) (Thread)
From: alex_bel
2019-08-12 07:45 pm
+
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thrasymedes
2019-08-09 11:00 pm
Мне кажется, в ГП есть то, чего нет в других детских книгах:
какие правила надо выполнять, а какие можно нарушить. По каким причинам можно нарушать правила.
Вообще, отношения между миром взрослых и миром детей и их переплетение с отношениями внутри детского мира показаны очень не примитивно, как обычно бывает.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Igor Gashkov
2019-08-11 10:47 pm
Из ГП помню такую сюжетную цепочку: один учитель (Gilderoy Lockhart) глупый - дети это сразу раскусили - учитель сел в лужу - дети смогли то, чего учитель не смог -учителя выгнали. Все это мне показалось чрезвычайно вульгарным:: с одной стороны, придуманным, чтобы польстить детям, с другой примитивным.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: affidavid
2019-08-09 11:08 pm
Скорее всего, из-за трудолюбия и честности Роулинг. Обычно после удачной первой книжки в подобном жанре авторы считают, что жизнь удалась, и качество в продолжениях падает стремительным домкратом. Ну а самым талантливым авторам просто скучно продолжения писать. Тут, насколько я понимаю, получилась золотая середина.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jr0
2019-08-10 10:06 am
Присоединяюсь к вашему мнению.

1. Никогда не был поклонником Роулинг. Но начало известности ее книг совершенно походило для меня на множество других примеров модного подросткового чтива. Где авторы, вроде Шклярсого? Я так хотел его прочесть, да мне тупо не дали ни разу, а достать невозможно было. Но он-то очевидно исписался (хотя, как выяснилось, писал долго), а Роулинг, как говорят те, кто ее читает, стала писать лучше.

2. И тут упомянули, что в этом возрасте родители выбирают чтиво детям. То есть важно, что Роулинг написала то, чего желали дети примерно ее поколения - нынешние деды. И чего они в ту пору недополучили.

Для меня понятный пример такого рода - Звездные войны. Посмотрел взрослым и умилился. Мир приключенческих фантазий мальчика моего поколения. В нем почти нет женщин: тетка и принцесса. Путешествия, техника, бои, мистика, много пространства и расстояний. Инфантильный милитаризм с историей взросления, обретения силы.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: alxt
2019-08-09 11:25 pm
1. Кто-то уже писал: даёт читателю мечту, что он избранный. Путь входа из серых нудных будней. Особенно тем, кто страдает от окружения.
2. Чисто моё мнение: завлекательный мир и скудная проработка персонажей. Легко себя поставить на место кого-то. Вообще для себя определил фентези как детально описанный мир со слабо прописанным персонажами, на уровне детских сказок. Зло без причины. Ненависть без провода. Нелогичные спасения.

P.S.: не фанат ни разу. Фильмы не осилил. Книги даже не пытался. А вот hpmor перечитал раз 5. В процессе быстро прочитал все книги оригинала.

Edited at 2019-08-09 23:28 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ivanoff272
2019-08-10 07:37 am
даёт читателю мечту, что он избранный. Путь входа из серых нудных будней. Особенно тем, кто страдает от окружения.
+1, к livelight
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: urod
2019-08-09 11:26 pm
Первое и главное - очень высокое качество текста. Она написала так, что приятно и интересно читать. Второе - там действительно настоящее добро и зло, а не ставший к тому моменту почти обязательным моральный релятивизм, который осточертел.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2019-08-11 10:21 am
Такие же добро и зло есть в каждом втором фэнтези.

А литературный уровень текста (особенно 5-6-7 книги) попросту посредственный.
"Here, from page 324 of The Order of the Phoenix, to give you a typical example, are six consecutive descriptions of the way people speak. "...said Snape maliciously," "... said Harry furiously", " ... he said glumly", "... said Hermione severely", "... said Ron indignantly", " ... said Hermione loftily". Do I need to explain why that is such second-rate writing?"
https://www.theguardian.com/books/booksblog/2007/jul/17/harrypottersbigconisthep
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: grihanm
2019-08-09 11:50 pm

Я согласен с полом гремом и с первой версией (случайность). Всё остальное имхо вторично.


Когда я читал, меня абсолютность зла, например, как раз бесила. Приёмная семья гп бесила, отсылки к борьбе с расизмом подбешивали... хотелось читать тупо потому что ну очень уж гладко читалось. Эдакий эффект Шахерезады.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dimitrijj_urvan
2019-08-13 05:36 pm
Не заблуждайтесь. В мире ничего случайного нет. Все имеет свои причины и следствия.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: urod
2019-08-09 11:50 pm

Общие черты с Толкиным

1. У Толкина ГГ - хоббит (физически меньше других персонажей), по возрасту юный. У Роулинг ГГ - ребёнок.

2. У Толкина ГГ полностью лишён способностей к магии и не великий воин, у Роулинг он маг весьма средний. В обоих случаях главный злодей - из величайших магов всех времён.

3. Как же главному герою победить великого мага? С чужой помощью. Ему помогают другие великие маги: Арагорн и Гэндальф у Толкина, Дамблдор и Снейп у Роулинг.

4. А он-то им зачем? Почему бы великим магам не сразиться с Сауроном или Волдемортом самим? Ответ в следующих двух пунктах.

4. В обоих случаях для победы над ГГ магический артефакт или артефакты надо уничтожить: у Толкина кольцо, у Роулинг крестражи.

5. И вот тут-то и проявляется сила ГГ: он меньше других поддаётся действию кольца или крестражей. Хотя даже и на них эти злые волшебные предметы оказывают своё действие. Как Дамблдор не смог устоять против одного из крестражей, так и Арагорн признаётся, что кольцо бы его поработило.

6. Кроме "больших", у ГГ есть помощники тоже "маленькие": Рон с Гермионой у Гарри, Сэм у Фродо.

7. Зло - настоящее зло, без крупицы добра. Добро - настоящее добро, хотя и не идеальное.

Edited at 2019-08-09 23:51 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: evocator
2019-08-10 07:21 am

RE: Общие черты с Толкиным

Во втором 4-м пункте имеется в виду "для победы над главным злом"? ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sergio_az
2019-08-09 11:56 pm
Потому что к выходу ГП издатели были убеждены, что детско-подросткового читателя надо кормить манной кашей и овсянкой. И многостраничный роман с множеством персонажей и сложными вопросами у него категорически не зайдет.

А читатель просто истосковался по настоящей литературе.
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>