?

Log in

No account? Create an account
По делам сюда приплыл, а не за этим [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

популярность гарри поттера [авг. 10, 2019|12:29 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Пол Грэм отвечает в твиттере на вопрос

"Почему Гарри Поттер стал таким популярным? В 90-е были сотни книг в жанре Yound Adult, почему именно эта стала гигантским бестселлером и символом эпохи?"

Но его ответ мне совсем не нравится. Он пишет, что скорее всего дело не в том, что в книгах про ГП есть нечто новаторское, а просто она их очень хорошо написала. Типа, отлично выполнила свою работу. "Did a great job writing them".

Но поскольку он не предлагает никаких других критериев "great job", кроме как "стал бестселлером" - типа, судите по результатам - выходит, что "great job" просто это и означает по определению. Скажем, "50 оттенков серого" тоже стала гигантским бестселлером, значит, ее автор тоже "did a great job". "Great job" не может быть литературным качеством, например (как показывает только что названная "50 оттенков серого"), или другими качествами собственно книги. Это объяснение ничего не объясняет.

Я же по этому поводу думаю... у меня есть два ответа, и они противоречат друг другу.

С одной стороны, объяснения скорее всего просто нет. К культурным трендам легко подобрать убедительные объяснения, и они почти наверняка неверны. Кроме того, суперпопулярность всегда несет элемент случайности, в ней нет закономерности. Да, было много других романов, в том числе про молодых героев, в том числе фентези, в том числе хороших. Но именно эти каким-то неуловимым образом попали в струю, заполнили какую-то лакуну, но безответственно строить теории о том, какую именно, потому что эти теории никак невозможно проверить в любом случае. И даже это "попали в струю" только частично верно, потому что есть обратная связь и после какого-то уровня популярности сам этот факт помогает дальше продвигать популярность. Верно ли, что любой другой детский фентези-роман того времени мог стать столь же популярным, если бы ему случайно досталась начальная критическая масса? Нет, это уже абсурд, настолько отрицать индивидуальный вклад Роулинг нельзя, но и воображать, что все дело в нем - тоже неверно.

С другой стороны, вопреки только что сказанному, мне тоже хочется строить теории на песке о том, что именно в ГП было так созвучно эпохе и читательским массам. Я бы отметил две вещи:

1. Эпичность, размах. Много персонажей, сложные социальные и личные отношения между ними. Ср. с серией "33 нечастья" Лемони Сникета, которая кстати в те же годы выходила.

2. Настоящие добро и зло. Главный злодей в ГП - зло, настоящее зло, evil, не кто-то, кто полон ненависти, потому что в детстве у него были проблемы с родителями, но до него можно достучаться; не зло понарошку, как в экшн-сериалах 80-х, где все время стреляют, но никто никогда не ранен и не убит; не ироничное зло с подмигиванием читателю. Нет, это злой колдун, который считается умершим 10 лет назад, но до сих пор люди бояться говорить его имя вслух. Мне кажется, что в 90-е детская и подростковая литература отказывалась, как правило, всерьез относится к проблеме добра и зла, и когда появился ГП, огромное число читателей вдруг осознали, что именно этого им не хватало. Я, кстати, вижу в этом также причину или одну из причин взрывного роста популярности аниме на Западе в конце 90-х.

Почему Гарри Поттер стал таким популярным?
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: burrru
2019-08-09 10:32 pm
Я в последнее время читаю и слушаю про тексты и сценарии - очень много и детально объясняют, но даже в продвинутых книгах на эту тему ответа на твой вопрос нет. Про дилетантов вроде Быкова говорить нечего.

У меня есть некие поистине удивительные зачатки понимания, но поля ЖЖ слишком узки...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vit_r
2019-08-10 08:06 am
"Мы можем сказать, что книга хорошая, но мы никогда не можем предсказать, будет ли она бестселлером" (Это было в книге по маркетингу как цитата одного из крупных издателей)

Понятно, что книги носят все признаки культа (не культурного, а в смысле принадлежности приверженца к касте особых), но это тоже могло сработать, а могло не сработать. Для правильного ответа надо сравнивать с тем, что для той же целевой аудитории возникло в то же время и имело сходный потенциал. Тогда можно определить, что кроме случайности у Роулинг есть, а у остальных нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2019-08-10 08:19 am
То-то 20 издательств отказали Роулинг в публикации!.. Они могут предсказать только вторичный успех эпигонов. А чтобы предсказывать успех чего-то нового надо понимать глубоко.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vit_r
2019-08-10 09:38 am
Тут-то как раз ничего удивительного. На англоязычный рынок неизвестному автору не пробиться. К тому же, с концепцией сильно отличающейся от того, что сейчас в тренде.

Мы не знаем, сколько конкурентов и сколько раз было отвергнуто. Также не знаем, сколько достойных книг было напечатано, но не взлетело. Судя по условиям первого контракта, и то издательство, что согласилось, тоже не особо в успех верило.

Судя по тому, что в Германии продаётся на книжных развалах в качестве уценённого, Роулинг - уникум совсем не по качеству или оригинальности сюжета. Тем более, первая книга для того возраста, когда покупают родители, а я не знаю, что могло их подвинуть покупать книгу с таким сюжетом.
(Ответить) (Parent) (Thread)