Top.Mail.Ru
? ?
Ни о какой безапелляционности в моих высказываниях не может быть и речи! [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

про просветление и самокопание [ноя. 1, 2019|03:11 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Я давно пришел к фундаментальному убеждению, что все интересное и важное в жизни находится вне "меня". Все философии, практики, действия которые фокусируются на самокопании в конце концов выскребывают несколько битов (и то вряд ли) из потока самообмана и самоиллюзий.

"Я" - довольно сложное создание с точки зрения способности к мышлению, психологии, когнитивных ошибок, черт характера, иррациональных страхов и стремлений итд. и с точки зрения всего этого исследовать "себя" может быть полезным и важным делом. Но это более или менее все. Внутри "меня" нет каких-то гигантских трансцедентальных миров, тайн бытия, секрета существования мира, бога и человечества, ответа на все сложные вопросы итд. Я не думаю, что можно приблизиться ко всем этим вещам, копаясь внутри "меня".

Все самое сложное и устойчивое (с точки зрения критики реальностью), что создано человечеством, создано в общественном сознании, а не в частной медитации. Так, например, математика, физика, другие науки работают не потому, что мы их выдумали у себя в голове, а потому, что мы можем объяснить их другим людям, а те - спорить с нами, и потому, что мы можем "объяснить" их реальности (т.е. как-то проверить), а та - "спорить" с нами. Лучшие произведения искусства, музыки, литературы - все созданы под вдохновением того, что делали другие люди и в диалоге создателя с ними, а не вытянуты из внутреннего мира без влияния внешнего.

Поэтому, например, я не особо верю в пользу медитации. Можно предположить (в качестве рабочей гипотезы) локальные улучшения, способность сосредоточиться итд. - и то это требует подтверждения, потому что слишком легко себя убедить. Но когда начинается все вот это про "растущее самосознание", ощущение всех частей своего тела и духа и контроль над ними - я перестаю в это верить. Если долго и усердно стараться вытянуть много смысла из малого количества информации, притом очень шумной, то в конце концов получится, но это будет самообман.

То же самое касается "просветления". Максимум, чего добьешься, это хакинга собственных эмоциональных реакций, а не каких-то великих трансцедентных истин. Их там просто нет. А зачем добиваться этого хакинга (в том виде, в каком обычно описывают "просветление"), неясно.

(размышления по поводу недавних записей Скотта Александра про эмпирическое изучение "просветления" путем подробных опросов людей, утверждающих, что достигли его)
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: digest
2019-11-01 01:19 pm
Внутри "меня" нет каких-то гигантских трансцедентальных миров, тайн бытия, секрета существования мира, бога и человечества, ответа на все сложные вопросы итд.

Нарко Вещества Транквилизаторы ты, я так понимаю, еще никогда не принимал? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2019-11-01 01:25 pm
Согласен.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ncuxuamp_pro
2019-11-01 01:27 pm
Медитация подтверждена с помощью ЭЭГ, это предельное сосредоточение, (не расслабление, как многие думают). Хорошо влияет на работу мозга. И более ничего. Вы совершенно правы.
(Утверждаю как специалист - психиатр, она неоднократно исследовалась).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shultz_flory
2019-11-01 01:29 pm
Меня поражало, что многие герои знаменитых художественных произведений имели своих прототипов в реальной жизни. Казалось бы, ты писатель, у тебя фантазия через край — выдумай персонажа из головы. Но нет, берут и описывают своих приятелей/любовниц.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: simonff
2019-11-01 01:42 pm
По-моему, это хорошее рационалистическое объяснение, что такое ego death. ;)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: affidavid
2019-11-01 01:43 pm
Интересное оно может и снаружи, но если вы хотите в своей жизни что-то поменять - то это внутри. Что говорит о том, что самокопания могут представлять неслабый практический интерес. Особенно в молодости, конечно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zero_kg
2019-11-01 01:51 pm
Убедить себя о том что внутри ничего особенного нет - это легкий путь. Не все могут выдержать то, что там можно обнаружить. А если перевести ваше утверждение на простой язык, то оно по сути означает, что человек как система, намного проще окружающего мира. Следовательно никогда не сможет найти ничего сложнее себя, так как просто не сможет это воспринять.
Тут напрашивается вопрос - а что вы пытались практиковать что пришли к такому выводу? Медитации - они очень разные бывают. А то получается типа анекдота - "Рабинович мне напел Паваротти, ничего особенного".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2019-11-02 11:53 am
> Не все могут выдержать то, что там можно обнаружить

Обнаружат они там ровно то, что им заранее внушила интеллигентская тусовка, истово верящая во всякую херню вроде архетипов Юнга, эдипова комплекса дедушки Фрейда и хайдеггеровской зауми.

И это в лучшем случае. В худшем его перехватят носители ПГМ, ползающие на коленях перед изображением дохлого еврея и его мамочки. Тогда несчастный внушаемый болван найдет у себя внутри бездны греха и бесовщины.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: galka_psisa
2019-11-01 02:05 pm
Avva, вы правы
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rinnve
2019-11-01 02:15 pm
Для начала, польза какой именно медитации? Они вообще-то сильно разные бывают. Даже если ограничиться буддизмом и тем, что из него вынесли люди западной культуры, есть как минимум два принципиально разных вида: шаматха (однонаправленная фиксация внимания) и випашьяна (отмечание того, что происходит в данный момент времени, фиксация на настоящем). "Растущее самосознание", "ощущение всех частей тела и духа" - это что-то вообще из другой оперы, буддистская медитация и околобуддистские медитативные техники вроде Mindfulness-Based Cognitive Therapy не про это вот вообще. Если в двух словах, они позволяют осознать (не понять логически, а ощутить на практике) разницу между сознанием и мыслями, понять, что мои мысли и эмоции - это не я, если мысль в сознании появилась, её не обязательно думать, можно просто отстраниться от неё и позволить ей потухнуть; и одновременно тренируется сам навык, этот самый "хакинг эмоциональных реакций", как вы выразились. Естественно, в контексте психотерапии речь идёт в первую очередь о негативных и деструктивных мыслях и эмоциях. Что касается пользы конкретно этой техники - она давно есть в научных журналах, вот первая попавшаяся ссылка по запросу "MBCT efficacy": https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6640038/

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shadow_ru
2019-11-02 10:00 am
Для начала следует посмотреть, что из себя представляют люди "буддистской культуры". А когда выяснится, что ничего выдающегося, то забыть и про этих людей, и про буддизм, и про медитации.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sereshka
2019-11-01 02:24 pm
А как же способность «я» коллапсировать волновые функции? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sspr
2019-11-01 03:24 pm

!!!!

Весьма близко мне все, написанное автором поста. Одна лишь оговорка, мало кто знает, есть ли в неосознаваемом нами потоке "трансцендентные миры", или нет.

Паули писал Юнгу, что ему во сне женщина в танце помогала понять сложные аспекты теории, Рамануджану, индийскому математику Богиня писала формулы. Так сознание компактифицировало сложные сигналы подсознания в приемлемые формы. Воеводский также контактировал с фигурами (не совсем человеческими) для крупных мыслителей это норма. А если вдруг у кого рост осознавания, и он еще говорит об этом, - ограниченый человек, значит. Хороший, умный, сердечный, рукастый, но "не из этой касты"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: old_leon
2019-11-01 03:28 pm

Знакомый "заход"

Примерно в Вашем возрасте (или немного раньше) я пришел к аналогичному выводу. Я обратил внимание на то, что большинство составляющих, из которых постепенно формировалось моё "я", физически находятся вне моего тела.
Язык, мораль, культура, знания, связи с другими людьми - внешние факторы. Мои воспоминания (а это значительная часть индивидуальности) хранят почти исключительно события и обстоятельства внешнего мира или мою реакцию на них. Внешний мир пророс в меня, пронизывает меня насквозь, никакой границы между внешним и внутренним миром нет.

С другой стороны, общественное сознание, которое мы рассматриваем как океан, будучи сами одной его каплей, не существует никак и нигде, кроме как в форме индивидуально сознания - моего, Вашего, и всех остальных. Нет у него самостоятельного бытия. Никакие материальные носители не содержат в себе сознания. Если мы мы представим себе апокалиптический сценарий, в котором люди один за другим теряют память, то последний будет носителем всего общественного сознания человечества, и пока он остаётся в рабочем состоянии, катастрофа теоретически обратима. Но как только погаснет последний живой разум, никто и ничто не сможет восстановить человеческое сознание.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: misha_b
2019-11-01 03:43 pm
> что все интересное и важное в жизни находится вне "меня"

Is your brain outside of "you"? It is clearly an interesting and important physical object. I guess you mean that functions of the brain cannot be usefully determined by an internal examination of our mind.

Edited at 2019-11-01 16:08 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mercibo
2019-11-01 03:43 pm
Интересный психологический феномен, возникающий при "просветлении" - так назыаемое "абсолютное знание". Ощущение стопроцентной очевидности, подтверждённости некоторых идей, которые другим людям такими не кажутся.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2019-11-01 09:02 pm
Zinc deficiency can cause a “spacey” feeling that some vegetarians may mistake for the “high” of spiritual enlightenment.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ulrith
2019-11-01 04:31 pm
Не читал но осуждаю. (с)
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>