Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

тональности

Нарисовал вчера вместе с дочкой, в процессе объяснения ей начал теории музыки, про тональности и квинтовый круг (до круга как такового не добрались еще, как видите).



Между двумя вертикальными полосками заключено ровно 12 звуков, каждый из которых "занимает" на этой картинке одну клетку. Между двумя соседними звуками одинаковое расстояние для нашего слуха, это расстояние в одну клетку называется "полутон", соответственно расстояние в две клетки "тон" (по-английски half-step и step). На клавиатуре фортепиано эти 12 клеток соответствуют всем клавишам - и белым, и черным - от до до следующего до. Расстояние в 12 клеток называется "октава" и после него звуки зацикливаются, т.е. до и следующее до через 12 клеток звучат для нашего слуха в некотором смысле "одинаково", сливаются, если их сыграть вместе. Я специально не вхожу в физические подробности.

В классической и популярной музыке редко используют все 12 звуков одновременно, вместо этого оказалось удобным и красивым выбрать семь особенно важных звуков, которые вместе образуют ТОНАЛЬНОСТЬ. Если песня написана в такой-то тональности, это значит, что ноты в ней в основном принадлежат этому набору из 7 звуков, хотя оставшиеся 5 тоже часто участвуют на второстепенных ролях, так сказать; кроме того, внутри одной песни или музыкального произведения можно перейти из одной тональности в другую, потом вернуться итд.

Как именно выбирают 7 звуков? Две особенно популярных схемы называют МАЖОР и МИНОР и вверху нарисовано, как. Мы начинаем с первого звука, он может быть ЛЮБОЙ из 12 (это важно), и начинаем отсчитывать клетки по схеме. Для мажора 2-2-1-2-2-2-1, для минора 2-1-2-2-1-2-2. Если приходим к правой границе, то зацикливаемся обратно налево. На картинке пять примеров таких построений, звуки каждой тональности пронумерованы по порядку.

По историческим причинам у нас нет отдельных имен для всех 12 звуков октавы, вместо этого названы только семь (до ре ми фа соль ля си, отмечены на картинке), а оставшиеся 5 между ними называются с помощью модификаций "диез" (1 клетка вправо) и "бемоль" (1 клетка влево). Например "до диез" или "ре бемоль" это клетка между до и ре. На клавиатуре фортепиано проименованные звуки это белые клавиши, оставшиеся - черные.

В тональности "до МАЖОР", т.е. мажор, начинающийся с ноты до, нет диезов и бемолей. Так сложилось исторически. Теперь попробуем построить МИНОР, начиная с ноты ля; видим (см. картинку), что звуки получаются те же самые, что в до мажор, т.е. нет диезов и бемолей. Это не случайность: попробуйте в описании МАЖОРА (вверху картинки), начать глазами с ноты номер 6 и дальше двигаться по схеме МИНОРА (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон) и увидите, что попадаете в те же звуки, что и у мажора. Так что это верно для тональностей, начатых с любой ноты: например, взять "фа мажор" и начать на его шестой ноте "ре", получится "ре минор" с теми же звуками.

"до мажор" и "ля минор" обозначают один и тот же набор из 7 звуков из 12, но тем не менее это очень разные тональности, потому что порядок звуков и интервалы между ними тоже важны, не только какие именно звуки мы выбрали. В до мажоре первая нота ДО, главные три ноты в нем (всегда под номерами 1-3-5) это до, ми, соль. Песня, написанная в до мажоре, будет тяготеть к ноте до, главным аккордом в ней будет до-ми-соль. В ля миноре первая нота ЛЯ, главные три ноты ля,ми,до: песня в ля миноре тяготеет к ноте ля, главный аккорд ля-ми-до. То же самое верно про "фа мажор" и "ре минор" итд.

Наконец, возьмем мажорную тональность, например до мажор, и попробуем начать заново строить мажор с ее 4-й ноты, в этом случае фа. Мы увидим, что звуки этого нового мажора будут почти те же самые, кроме того, что четверый звук придется поставить на клетку раньше: вместо си будет си-бемоль. Теперь подумайте, что будет, если мы начнем новый мажор с 4 звука ЭТОГО мажора, т.е. си-бемоль. Из-за симметрии всего процесса ясно, что мы получим тот же результат: звуки те же, что у фа мажора, кроме одного нового бемоля на 4-м звуке: ми-бемоль. Эти две тональности ( фа мажор и си-бемоль мажор) показаны на картинке. Если мы теперь продолжим и построим еще один мажор на 4-м звуке си-бемоль мажора, получим тональность с еще одним бемолем, итд.

Если есть вопросы/пояснения, спрашивайте/поясняйте. Музыкантов прошу воздержаться от бранных слов типа "энгармонизм" :-)
Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments