Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

наблюдения о песнях

Я провел какое-то нетривиальное время за тем, чтобы подбирать мелодии разных песен на фортепиано. Вот три наблюдения, которые для меня оказались сюрпризом, хоть и вполне могут быть очевидными для более музыкальных людей.

1. Я обычно не замечаю это сознательно, но когда песня начинается с музыки, а потом вступает голос, музыкальное сопровождение для меня не просто уходит в фон, но как бы исчезает. Это связано наверняка с (старая запись) "когда я думаю о какой-то песне, то первое и главное, что для меня существует - это слова. Слова это и есть песня, а все остальное это как бы автоматически добавляется, чтобы петь, а не говорить вслух". Сейчас я часто заставляю себя продолжать слушать, как та или иная партия аккомпанемента продолжает звучать в то время, как певец уже начал петь. И каждый раз это будто такой крохотный укол удивления: ой, а это действительно все еще звучит, а я и не замечал. Очень интересное ощущение.

2. Я понимаю умом, что мелодия движется по нотам, но я понял, что не очень верю в это "ушами" когда речь идет о слабых долях ритма, невыделенной части слов. Как бы это объяснить... например, детская песня "Чунга-чанга", когда я ее слышу или пою сам себе, то я воспринимаю ЧУ и ЧА как "музыкальные" слоги, которые очевидно падают на какие-то ноты, и хотя я еще недостаточно развил слух, чтобы мгновенно воспринимать расстояние между ними как квинту (в этом цель), я могу подобрать и услышать эту квинту; но вот "нга" между ними кажется просто каким-то проходным слогом, у которого вообще нет своей музыкальной идентичности. Это не так, конечно; все три слога образуют минорное трезвучие (например, ЧУ до, НГА ми-бемоль, ЧА соль), и если я пытаюсь специально сыграть а потом спеть это "нга" неправильно, например как повторение первого слога или как мажорное трезвучие вместо минорного, я слышу, что что-то не так. Но меня это каждый раз удивляет: что все слоги в точности попадают в ноты тональности, а не просто так висят где-то в пространстве сами по себе. Или например я подбирал песню "Навещая знакомый берег" Щербакова и испытал такое же удивление; когда я ее просто слушаю, мне кажется наивно, что этой первой строке "навящая знакомый берег" только слоги ЩА и БЕ это музыкальные ноты, а остальные просто как-то так сами по себе; но нет, они все в точности идут по гамме ре-минора, и это почему-то очень меня удивляет, не привык к этому пока.

3. Когда я подбираю ноты какой-то мелодии, мне оказывает иногда особенно тяжело услышать как раз повторяющуюся ноту. До сих пор помню, как несколько лет назад мучился буквально с первым словом "yesterday" битлов: очень быстро подобрал ноту для YES и для TER, но вот куда потом движение в это DAY: вверх, вниз и насколько, все звучит неправильно, ааа! Оказалось, никакого движения, та же нота, но я это не слышал, мне это даже не приходило в голову. Это немного крайний пример, я тогда как-то уж слишком долго мучился, но несколько раз за последние дни было что-то похожее. Надо стараться специально отмечать ощущение повторяющейся ноты, чтобы не удивляться так потом.
Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →