Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

умение угадывать желание педагога

Вот еще интересная цитата из воспоминаний музыковеда В.П.Середы. Тут ему 14 лет, последние пять лет он провел в детдоме, и сам выучился играть на фортепиано, без учителей, и аккомпанировать песням или танцам во время концертов самодеятельного ансамбля. Его посылают на пробный урок к настоящей учительнице фортепиано, но она все 45 минут заставляет его сыграть один и тот же такт в простой пьесе, говоря ему одну ноту сыграть поглубже, другую помягче, третью еще как-то, но не объясняя, почему и что это значит:

"Она, без сомнения, была человеком добрым и знающим, и бескорыстно согласилась заниматься со мной. Но почему-то она не стала проверять, чтò мне известно о музыке и чтò я могу в ней понять, а отнеслась ко мне как к несмышленышу, которому бесполезно объяснять смысл музыкального текста. Она тоже предпочитала учить не меня, а только мою руку, рассчитывая, что я догадаюсь о том, что она имеет в виду, без всяких объяснений.

Позже такую позицию я встречал у многих педагогов, которые не пытались ничего объяснять ученикам и ждали, когда они угадают, как чувствует музыку сам педагог.

Как ни странно, но благодаря такому подходу чуткость юных учеников, их стремление и умение угадывать желание педагога начинали воспитываться с раннего возраста. У тех, кто «угадывал», интуиция развивалась почти до телепатических способностей, и такие дети продолжали обучение, а остальные «отсеивались». Это позволяло педагогам достигать хороших результатов.

Но я начал учиться слишком поздно, чтобы научиться угадывать скрытые желания учителей – мне нужны были ясные мысли, изложенные простыми и понятными словами."


Я много думал о необходимости более подробных объяснений при преподавании музыки взрослым в сравнении с детьми, но вот это "стремление и умение угадывать желание педагога" у детей для меня новая мысль, не думал о таком различии. В другом месте Середа пишет об учебе в музыкальном училище:
"В то же время у всех моих однокурсниц (и немногих однокурсников) было, в отличие от прежних моих сверстников, развито «невербальное» мышление. Оно проявлялось в повышенной чуткости к тонким полутонам настроения педагогов, в желании «встроиться» в их систему представления, что, безусловно, было для меня ново и удивительно.

Такая общность внутреннего ощущения у педагога и ученика порождала психологическую зависимость ученика от педагога, которому он верил безрассудно, отвергая все другие мнения и точки зрения. А собственную точку зрения эти ребята не понимали – они ее только «чувствовали», поэтому с некоторыми моими товарищами можно было обмениваться не мнениями, а вкусами: «нравится—не нравится».

Позже, став педагогом, я тратил немало сил, чтобы выработать ряд надежных приемов, позволяющих отучить своих первокурсников, окончивших ДМШ, угадывать правильный ответ не по выражению моего лица, а искать его самостоятельно, задавая при необходимости уточняющие вопросы."
Tags: музыка, обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →