Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

язык программирования и его рамки

Когда обучаешь ребенка программированию с нуля, это, наверное, хороший способ узнать, какие важные принципы или правила кажутся само собой разумеющимися, но на самом деле их надо перенять и впитать. Я писал уже в прошлый раз о том, что очень важно на мой взгляд работать над прослеживанием работы программы у себя в голове. Следующий урок с моей дочкой заставил меня задуматься о том, как мы вообще представляем себе инструкции, которые даем компьютеру. Язык программирования это *язык*, но в отличие от человеческих языков он требует от нас сознательно ограничить себя в том, что мы пытаемся сказать.

Я начал урок с нескольких заданий растущей сложности. Ребенок уже знает, что такое PRINT "something", PRINT X, INPUT X, IF/THEN/ELSE, GOTO, и выражения типа X=X+1, хотя я не уверен пока что, что твердо понимает, что такое переменная в отличие от просто числа.

- Итак, начинаем с программы, которая просто печатает имя JULIA.
- Это легко: 10 PRINT "JULIA".
- Теперь пусть программа распечатает это пять раз подряд.
- Тоже легко: 10 PRINT "JULIA JULIA JULIA JULIA JULIA JULIA".
- Нет, пусть каждое имя будет отдельно на своей строке.
- Хорошо, тогда 10 PRINT "JULIA", 20 PRINT "JULIA" итд.

- Теперь следующее задание. Пусть программа спросит у меня число, и если например это 4, то она четыре раза напечатает JULIA.
- Хорошо, начинаем с 10 INPUT X, это мы умеем. А теперь...

И тут ребенок серьезно завис, причем не так, как я ожидал. Мы не учили еще циклы, но она уже знает, как что-то делать снова и снова и остановиться по условию (IF ... THEN END, а потом GOTO назад на нужную строку). Я думал, что она пойдет в эту сторону, но будет сложно переоткрыть идею переменной-счетчика. Оказалось - нет, она пыталась найти способ "сказать" компьютеру сделать именно то, что надо, за один раз. Например, может PRINT X "JULIA"? Нет, так это не работает. А если PRINT "JULIA" * X? Нет, это же умножение, а "JULIA" это не число (да, я знаю про Питон). Папа, а как будет "раз" по-английски, чтобы написать "X раз"?

То есть сложной является сама идея того, что язык программирования - "интерфейс" разговора с компьютером - твердо ограничен некоторыми рамками, и надо в них укладываться. Да, мы не учили конечно еще весь язык, только малую часть, но у нее не было интуитивного ощущения того, что есть эта граница, мы просто до нее не добрались еще. Я несколько раз старался объяснить, что надо решить это задание, пользуясь только тем, что мы уже знаем, и составляя это вместе, но ей, кажется, было сложно понять, как это вообще. Сказали "распечатай X раз", надо найти способ сказать компьютеру это, чтобы он сделал. Идея "сознательно разбить задание на более элементарные шаги, про которые мы уже знаем, что компьютер умеет их выполнять", оказывается сложной и неинтуитивной.

Но я не хотел подсказывать всю идею или тем более писать за ребенка всю программу, хоть она наверняка бы все хорошо поняла, если бы я написал. Мне хотелось сохранить элемент "открытия", поэтому я решил пойти в обход.

- Давай сделаем что-то другое. Начнем с программы, которая просто печатает 1 2 3 4 5, каждое число отдельно.
- Это легко. 10 PRINT 1, 20 PRINT 2 итд.
- Хорошо, теперь, как сделать, чтобы программа печатала 1 2 3 4 5 6 итд. и не останавливалась, до тысячи и дальше?

Тут пришлось подумать. Я напомнил "как мы делали, чтобы программа делала что-то снова и снова, как в игре про 4 2 1?". Да, точно, GOTO. Первая попытка: 10 PRINT 1, 20 GOTO 10. Очевидно неверно. Что нужно делать, чтобы число все время менялось? Да, точно. Следующая попытка: 10 X=1, 20 PRINT X, 30 GOTO 20. Опять не то, да, забыла увеличить число. Следующая попытка:
10 X=1, 20 PRINT X, 30 PRINT X=X+1, 40 GOTO 20. Что-то не так, что? Нет четкого разделения PRINT и присваивания в уме, оба что-то делают с X. Подумай, что надо изменить. Следующая попытка наконец верна: 10 X=1, 20 PRINT X, 30 X=X+1, 40 GOTO 20. Наслаждаемся бегущим рядом чисел. (все это занимает вместе считанные минуты, просто мне показалось интересным записать подробно эти попытки, и первый опыт по сути отладки программы).

- Хорошо, а теперь можешь сделать так, чтобы она печатала не до бесконечности, а когда дойдет например до 20, остановилась?

Подумала, вспомнила про IF ... THEN END, перечитала прошлую программу, где это использовала, и вставила 35 IF X=20 THEN END. Работает!

- А можно теперь сделать так, чтобы программа сначала спросила у меня число, а если я сказал например 15, она потом остановилась, когда дойдет до 15?

Подумала, вставила 5 INPUT Y, и заменила условие IF X=20 на if X=Y. Работает!

Но не совсем. Если я ввожу 20, она печатает до 19 и останавливается. Что не так? Почитала еще раз программу, подумала, и заменила условие на IF X=Y+1 (лучше было передвинуть условие раньше, перед увеличением, но это уже мелочи).

ОК, теперь у нас есть программа, она работает. Запустили несколько раз, проверили, все хорошо.

- Хорошо, теперь я тебя попрошу сделать небольшое изменение, ты только не пугайся, если это немного взорвет мозг. Попробуй вместо 20 PRINT X написать 20 PRINT "JULIA". Что тогда будет?

Стала изменять это в программе, еще до запуска появилось подозрение. Запустила. Шок, изумление на лице, "Папа, ты взорвал мне мозг! Это же делает то, что ты от меня хотел. Действительно, это же так просто!"
Tags: обучение, программирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →