В каком-то политспоре я решил проиллюстрировать свой тезис цитатой из повести Ю.Полякова «Апофегей». Пока добывал текст (он в один шаг не достается), желание участвовать в споре пропало (что и хорошо), но повесть я, раз такое дело, перечитал, и не без удовольствия. Во-первых, это воспоминания о молодости (1989 год, когда это было опубликовано в «Юности» — тогда же и прочел), во-вторых, сам текст навевает воспоминание о еще более ранней молодости (1976, пединститут, поездка на картошку), в-третьих, и это главное: видно, что писал именно что профессиональный писатель. Истории придумывает хорошо. Знает, о чем пишет: это всегда чувствуется — точнее, чувствуется, когда этого нет. Аромат времени (даже двух разных времен) передан верно (ну, с перестройкой есть уклон в сатиру, честно говоря). Повествование увлекательное, где надо — юмор (с этим у автора все в порядке), где надо — немного эротики (и с этим все в порядке), персонажам быстро начинаешь сопереживать. Профессиональный писатель профессионально отработал.
А вчера вечером почему-то (don't ask) решил перечитать «Голубиную гибель» Юрия Трифонова. Перечитав же, вспомнил, что среди профессиональных писателей затесались кое-где еще и писатели великие. Хотя с профессионализмом у Трифонова проблем тоже нет. Если что, это здесь.
В чем разница между великим писателем и профессиональным? Может ли быть, что по мере того, как профессионализм интенсифицируется, он переходит в величие? Т.е. профессиональный писатель это писатель, который уделяет определенное количество внимания фабуле, развитию персонажей, психологизму, все это вместе аккуратно выпестовывает, а мы на это смотрим и получаем удовольствие; а великий делает то же самое, но с еще таким большим вниманием, с еще таким мастерством владения каждой мелкой деталью, что мы не замечаем швов и не видим, что все это сознательно и аккуратно выпестовано, а видим нечто единое-глубокое-великое?
В рассказе Трифонова есть одна маленькая профессиональная деталь, один шов - белое перышко, в самом конце. О него спотыкаешься и думаешь, что автор наверное колебался, вставлять это перышко или нет, нужно оно читателю - и какому читателю - или не нужно. Одна профессиональная деталь, а все остальное великое. Так?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →