Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

профессиональные и великие

xgrbml пишет:

В каком-то политспоре я решил проиллюстрировать свой тезис цитатой из повести Ю.Полякова «Апофегей». Пока добывал текст (он в один шаг не достается), желание участвовать в споре пропало (что и хорошо), но повесть я, раз такое дело, перечитал, и не без удовольствия. Во-первых, это воспоминания о молодости (1989 год, когда это было опубликовано в «Юности» — тогда же и прочел), во-вторых, сам текст навевает воспоминание о еще более ранней молодости (1976, пединститут, поездка на картошку), в-третьих, и это главное: видно, что писал именно что профессиональный писатель. Истории придумывает хорошо. Знает, о чем пишет: это всегда чувствуется — точнее, чувствуется, когда этого нет. Аромат времени (даже двух разных времен) передан верно (ну, с перестройкой есть уклон в сатиру, честно говоря). Повествование увлекательное, где надо — юмор (с этим у автора все в порядке), где надо — немного эротики (и с этим все в порядке), персонажам быстро начинаешь сопереживать. Профессиональный писатель профессионально отработал.

А вчера вечером почему-то (don't ask) решил перечитать «Голубиную гибель» Юрия Трифонова. Перечитав же, вспомнил, что среди профессиональных писателей затесались кое-где еще и писатели великие. Хотя с профессионализмом у Трифонова проблем тоже нет. Если что, это здесь.

В чем разница между великим писателем и профессиональным? Может ли быть, что по мере того, как профессионализм интенсифицируется, он переходит в величие? Т.е. профессиональный писатель это писатель, который уделяет определенное количество внимания фабуле, развитию персонажей, психологизму, все это вместе аккуратно выпестовывает, а мы на это смотрим и получаем удовольствие; а великий делает то же самое, но с еще таким большим вниманием, с еще таким мастерством владения каждой мелкой деталью, что мы не замечаем швов и не видим, что все это сознательно и аккуратно выпестовано, а видим нечто единое-глубокое-великое?

В рассказе Трифонова есть одна маленькая профессиональная деталь, один шов - белое перышко, в самом конце. О него спотыкаешься и думаешь, что автор наверное колебался, вставлять это перышко или нет, нужно оно читателю - и какому читателю - или не нужно. Одна профессиональная деталь, а все остальное великое. Так?
Tags: литература
Subscribe

  • ссср-1956 в фильме лелуша

    Борис Владимирский в ФБ выложил фильм, который 19-летний Клод Лелуш снял в СССР 1956 года, попав туда туристом и тайком взяв туда камеру. "Чтобы моя…

  • дани орбах о ситуации с сделкой

    Военный историк Дани Орбах пишет у себя в фейсбуке о сделке с Хамасом, ошибках, допущенных Израилем в Газе, и перспективах. Перевод с иврита.…

  • slickback

    https://www.youtube.com/shorts/aYReipkftew Slickback is the new moonwalk. Выглядит потрясающе. P.S. В реддите есть видео, где объясняются два…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ссср-1956 в фильме лелуша

    Борис Владимирский в ФБ выложил фильм, который 19-летний Клод Лелуш снял в СССР 1956 года, попав туда туристом и тайком взяв туда камеру. "Чтобы моя…

  • дани орбах о ситуации с сделкой

    Военный историк Дани Орбах пишет у себя в фейсбуке о сделке с Хамасом, ошибках, допущенных Израилем в Газе, и перспективах. Перевод с иврита.…

  • slickback

    https://www.youtube.com/shorts/aYReipkftew Slickback is the new moonwalk. Выглядит потрясающе. P.S. В реддите есть видео, где объясняются два…