Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

postmodern analysis, спивак, барнз

Книга Ёргена Ёста (Jorgen Jost) "Постмодернистский анализ" (Postmodern Analysis). Вовсе не то, что вы подумали, а совсем даже учебник математического анализа (матанализа). Название Ёст оправдывает (в предисловии) следующим интересным рассуждением: подобно тому, как "модерн" в искусстве достиг в первой половине 20-го века вершин абстрактности и отдалённости от реальности, и следующие за "модерном" творцы (не могу физически заставить себя написать "деятели искусства", вот уж совецкая фраза) не смогли назвать своё творчество модерном и придумали "постмодерн" -- так и он называет свой учебник постмодерном, потому что он совмещает в себе преимущества математического "модерна" (школы Бурбаки, наплыва абстрактности во всём) и пытается избавиться от его недостатков (а именно, приблизить мейнстримное преподавание матанализа ближе к реальному миру: он включает в материал естественные физические диффуры, даёт начала анализа вариаций итп.).

Вообще это действительно очень интересный вопрос - как именно и почему случилось так, что название "модерн", в течение нескольких веков "плывшее" по оси времени вместе с культурой (каждое новое поколение называло "модерном" то, что оно создавало), внезапно застыло в середине 20-го века, и тому, что после него, уже пришлось стать "постмодерном". Какая-то доля истины есть и в объяснении Ёста, но это на самом деле значительно глубже и интереснее, мне кажется.

Кстати, на "постмодерне" мы продержимся, подозреваю, ещё ну максимум лет двадцать, потом придётся что-нибудь новое придумывать. Уже сейчас пробуксовывает -- наиболее адекватным для отображения реальности термин "постмодерн" был в 70-е и 80-е. Интересно, что придёт вслед за ним в качестве общего описания развития культуры -- и придёт ли что-то одно.

Да, это я в мат. библиотеку забежал сегодня ненадолго; название книги Ёста привлекло внимание, когда мимо полки проходил. Ещё заглянул, раз уж был там, в учебник Спивака по дифференциальной геометрии, чтобы вспомнить кое-что. Замечательно он пишет всё же, очень живо и -- задорно, я бы сказал. Предложения типа "It's just the Chain Rule, if you can keep your cool" можно встретить только у него. А его Calculus on Manifolds как раз и надо использовать для преподавания матанализа студентам -- только редко где так делают, по-моему.

Да, вот ещё про модерн: вспомнилось то место у Барнза (в "Попугае Флобера"), где он рассуждает, устами своего героя (хочется написать протагониста, но нет, прочь, прочь, ужасный жаргон) о том, что всякие ухищрения "постмодернистских" романов по "разрыву нарратива" (например, альтернативные концовки, и другие такого рода трюки) так же условны, как и обычное линейное повествование классического романа. Утверждения "постмодернистов" о том, что такие трюки приближают по-мо роман к действительности, в которой мы не знаем, как всё закончится -- несостоятельны, пишет Барнз. Ведь ясно же, что читатель всё равно в результате читает все предложенные концовки, а не выбирает одну из них случайным образом -- и в противоборстве этих разных концовок как раз и заключается важный элемент эстетики такого романа. Вот если бы в магазине этот роман продавался в разных запечатанных конвертах, и в каждом конверте был свой вариант концовки, и выбрав один из них, читатель обязывался бы не читать другие - вот тогда это, возможно, более походило бы на действительность.

Барнз прав. Всякого рода сломанные нарративы столь же условны, сколь и обычный линейный нарратив. От условности тут не убежишь и к "реальности" не прибежишь -- да и плохого в этом ничего нет. Но я задумался о том, как бы выглядел его вариант с конвертами в магазинах в применении к сетевым текстам.

Что, если Мошков поставил бы в своей библиотеке скрытый потайной скрипт, который бы чуть менял сюжет "Войны и мира" каждый раз, когда кто-то скачивает книгу? Или не "Войны и мира", а "Понедельник начинается в субботу" (чтобы взять в качестве примера книгу, которую действительно кто-то читает ). Не будем увлекаться и требовать, чтобы скрипт сам сочинял сюжеты -- пусть это кто-то сделает за него, пусть за кулисами хранятся 30 разных вариантов книги, отличающихся в общем не слишком сильно, но с несколькими ключевыми различиями в нескольких ключевых местах. Это могло бы, наверное, некоторое время "работать" и не сразу бы кто-то заметил подлог (те, кто книгу наизусть знают, не скачивают текст у Мошкова, а если скачивают, то вряд ли читают от начала до конца).

Был бы любопытный эксперимент, возможно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments