Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

лекция Ронена

Был сегодня утром на докладе Омри Ронена в рамках конференции по символизму в Иерусалимском университете. Было очень интересно.


Омри Ронен: невысокий, ладно скроенный. Во время цитирования чего-то особенно удачного или смешного поднимает глаза от конспекта и улыбается уголками глаз. Когда он в конце, во время вопросов-ответов, снял очки, оказалось, что у него очень маленькие, глубоко посаженные глаза (но абсолютно не "хитрые" и не "вертлявые", как свойственно — в стереотипе — быть маленьким глазам).

Говорит тщательно, но не манерно. Некоторые подмеченные особенности речи (по памяти, в чём-то могу ошибаться): в ударных слогах произносит /щ/ с еле заметным петербургским оттенком [шч] (в безударных слогах даже этого оттенка нет, чистый звук [щ]). Произносит "поэзия" и "поэтический" с чётким [o]: п[о]эзия. Некоторые показавшиеся мне любопытными особенности распределения твёрдых и мягких согласных перед /е/: говорит "дэмография", но "тенденция" (я, например, совершенно наоборот). Говорит "Бодлэр" и "Флобэр", но при этом первая гласная редуцирована в [ъ], а не оставлена "б[о]длэр".

Доклад был на тему "Символизм, декаданс и авангард". Всё, в общем, крутилось вокруг декаданса как движения "упадка общества" в конце 19-го и самом начале 20-го века. В двух словах не перескажешь. Композиция любопытная: с одной стороны, очень много разных цитат, прослеживания влияний, энциклопедической широты. С другой стороны, это не рассыпается в кучу интересных фактов, а оказывается связанным — но, с третьей стороны, не одной твёрдой повествовательной нитью, а скорее переплетённым клубком, или паутиной общих тем. Не эклектично, но и не слишком строго сорганизованно: возможно, золотая середина для этой темы. Далее — очень отрывочные впечатления.

Ронен настаивал на формуле: декаданс — упадок не культуры, а общества вообще, предлагая в качестве примера общие с литературой и искусством настроения в кругах учёных и философов. Я бы, наверное, предпочёл это назвать упадком не гуманитарной культуры, а культуры вообще, не растягивая на всё общество, у которого в ту же пору было очень много и совсем других забот.

Замечательное отслеживание корней метафоры "великие события перед приходом отбрасывают перед собой тени" (плюс, в качестве возможной добавки: и поэзия есть зеркало, в котором эти тени отображаются), и развития этой метафоры в русской культуре. Об этом напишу отдельную запись позже сегодня, и добавлю кое-какие свои соображения.

"Авангард: развенчивание или развинчивание старого".

[при схожей с 19-м веком ситуации] "В конце 20-го века уже никто не ощущал упадка — нужный орган отмер". Это, по-моему, лаконично и эффектно, но совсем неверно выходит вследствие того, что слишком упрощено.

Ронен вспомнил также знаменитую цитату Флобера про башню из слоновой кости. Кстати, я не знал, что она была в письме Тургеневу. Не могу найти ни одного перевода этой цитаты на русский язык в сети. Неужели это письмо осталось непереведенным из-за того, что ханжи постеснялись слова merde? Надеюсь, что нет.

Тема возрождения и воскрешения. Очень интересно о Соловьёве и о том, каким он представлял воскрешение умерших в будущем — и то же самое по поводу Маяковского и других футуристов.

Рассказ Чехова об объяснительной силе искусства (о том, как мальчик начал курить и ничего не помогало, пока ему не рассказали страшную сказку с ужасным концом, постигшим курящего принца; кто-нибудь узнаёт рассказ, может сказать название?) и противоположное его высказывание о том, что поэзия ничего не должна объяснять, как блеск молнии ничего не должен объяснять; мы должны научиться объяснять поэзию, как мы стремимся объяснить блеск молнии итп.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments