moose, transparent

киев

Интересная запись в лингвистическом веблоге о том, как произносить украинское название Киева - Київ:

Pronouncing Kiev / Kyiv (англ.)

Если хочется подойти поближе к произношению этого названия по-украински, надо исходить из имеющихся в своем родном языке звуков.

Для носителя русского языка, не знающего украинский, можно посоветовать следующий способ произнести "Київ" (если ему хочется; конечно, ничего плохого в том, чтобы произносить русское название "Киев", нет):

- произнести, как будто написано "Кыив", с ударением на первом слоге
- но при этом постараться не оглушать последний звук в [ф], как нормально в русском языке, а произнести именно "в".

Это все еще не будет украинским "Київ", по двум причинам, указанным ниже, но будет довольно близко.

Две причины следующие:

1. Во-первых, украинская "и" не то же самое, что русская "ы", хотя на слух их часто не так легко отличить. Украинский звук "и" находится примерно на полпути между русским "ы" и русским "и" (с точки зрения расположения языка во рту, когда его произносишь). Он довольно точно совпадает, по месту артикуляции (то самое расположение языка), с английским кратким [i] в таких словах как "bit", "kit", "tip" итд. Но произнести его носителю русского языка не так просто. "ы" может послужить достаточно близким компромиссом, учитывая то, что он сохраняет твердое "к" перед ним, как и в украинском.

2. Во-вторых, "в" на конце слова после гласных в украинском языке не только не оглушается в "ф", как в русском, но еще и меняет свое качество и превращается в губно-губной согласный (или по некоторым мнениям неслоговой гласный, но это различие тут не очень важно). Когда мы произносим "в" или "ф", есть контакт между нижней губой и верхними зубами - это губно-зубные согласные. В этом ослабленном звуке на конце "Київ" этот контакт исчезает: губы немного сближаются, и между ними проходит струя воздуха. Это похоже на английское "w", но в отличие от него губы не выпячиваются вперед (важно!). В фонетическом алфавите такой звук обозначают [β], или [u͏̯], если предпочесть назвать это неслоговым гласным. Опять-таки, тяжело произнести русскоязычным, не знающим украинского, и "в" (не "ф"!) может быть хорошим компромиссом.

(UPDATE: в комментариях справедливо указывают на то, что я ничего не сказал про ї в Київ. Я забыл об этом отдельно написать, но дело в том, что в обычной речи это "й" в середине слова между гласными не произносится, а переходит в "и", поэтому произносить "Кыив" вполне нормально (не считая уже указанных других проблем). Если вы будете специально произносить й: КыЙив - это будет звучать правильно только если в контексте, когда вы специально медленно и с нажимом проговариваете это слово. То же самое, кстати, происходит в русском языке, просто носители языка это обычно сознательно не замечают. Когда мы говорим "маяк", мы не произносим на самом деле согласный звук "й", он переходит в неслоговую "и" - кроме тех случаев, когда нужно специально медленно подчеркнуть слово. Нам как носителям языка не надо об этом задумываться, но иностранцам приходится специально усваивать, что "я" в начале слова произносится с отчетливой й, а в середине между гласными ослабляется).


В Language Log обсуждают ту проблему, что хотя казалось бы "Київ" по-английски должно быть похоже на "начало kit + Eve", на деле это звучит совсем непохоже на произношение носителей языка. Одная из проблем это упомянутое выше конечное "в", но даже начало слова звучит непохоже. Я там высказал в комментариях гипотезу, что дело в фронтировании звука k перед i в английском языке. "Фронтирование" это когда произношение согласного меняется оттого, что язык сдвигается несколько вперед, часто под влиянием следующего звука. В английском языке первый согласный слов "come" и "kit", например, звучат несколько по-разному, хотя носители языка обычно этого сознательно не замечают (отмечу, что различие не такое большое, как между твердым и мягким "к" и "кь" в русском). Так вот, в английском даже краткий i в "kit" (не говоря уж о длинном в "keen") влечет за собой фронтирование k перед ним, а в украинском с гласным "и" этого не происходит, хотя сами гласные практически идентичны друг другу.

Поэтому правильный совет носителю английского языка (если я прав в своем предположении, в принципе такие вещи можно проверить в фонетической лаборатории ультразвуковыми снимками) следующий: "начни произносить "kit", но притворись перед собой, будто ты начинаешь говорить "come", и переключись на i после согласного, а потом закончи добавлением "eve". Как-то так.
moose, transparent

тональности

Нарисовал вчера вместе с дочкой, в процессе объяснения ей начал теории музыки, про тональности и квинтовый круг (до круга как такового не добрались еще, как видите).



Между двумя вертикальными полосками заключено ровно 12 звуков, каждый из которых "занимает" на этой картинке одну клетку. Между двумя соседними звуками одинаковое расстояние для нашего слуха, это расстояние в одну клетку называется "полутон", соответственно расстояние в две клетки "тон" (по-английски half-step и step). На клавиатуре фортепиано эти 12 клеток соответствуют всем клавишам - и белым, и черным - от до до следующего до. Расстояние в 12 клеток называется "октава" и после него звуки зацикливаются, т.е. до и следующее до через 12 клеток звучат для нашего слуха в некотором смысле "одинаково", сливаются, если их сыграть вместе. Я специально не вхожу в физические подробности.

В классической и популярной музыке редко используют все 12 звуков одновременно, вместо этого оказалось удобным и красивым выбрать семь особенно важных звуков, которые вместе образуют ТОНАЛЬНОСТЬ. Если песня написана в такой-то тональности, это значит, что ноты в ней в основном принадлежат этому набору из 7 звуков, хотя оставшиеся 5 тоже часто участвуют на второстепенных ролях, так сказать; кроме того, внутри одной песни или музыкального произведения можно перейти из одной тональности в другую, потом вернуться итд.

Как именно выбирают 7 звуков? Две особенно популярных схемы называют МАЖОР и МИНОР и вверху нарисовано, как. Мы начинаем с первого звука, он может быть ЛЮБОЙ из 12 (это важно), и начинаем отсчитывать клетки по схеме. Для мажора 2-2-1-2-2-2-1, для минора 2-1-2-2-1-2-2. Если приходим к правой границе, то зацикливаемся обратно налево. На картинке пять примеров таких построений, звуки каждой тональности пронумерованы по порядку.

По историческим причинам у нас нет отдельных имен для всех 12 звуков октавы, вместо этого названы только семь (до ре ми фа соль ля си, отмечены на картинке), а оставшиеся 5 между ними называются с помощью модификаций "диез" (1 клетка вправо) и "бемоль" (1 клетка влево). Например "до диез" или "ре бемоль" это клетка между до и ре. На клавиатуре фортепиано проименованные звуки это белые клавиши, оставшиеся - черные.

В тональности "до МАЖОР", т.е. мажор, начинающийся с ноты до, нет диезов и бемолей. Так сложилось исторически. Теперь попробуем построить МИНОР, начиная с ноты ля; видим (см. картинку), что звуки получаются те же самые, что в до мажор, т.е. нет диезов и бемолей. Это не случайность: попробуйте в описании МАЖОРА (вверху картинки), начать глазами с ноты номер 6 и дальше двигаться по схеме МИНОРА (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон) и увидите, что попадаете в те же звуки, что и у мажора. Так что это верно для тональностей, начатых с любой ноты: например, взять "фа мажор" и начать на его шестой ноте "ре", получится "ре минор" с теми же звуками.

"до мажор" и "ля минор" обозначают один и тот же набор из 7 звуков из 12, но тем не менее это очень разные тональности, потому что порядок звуков и интервалы между ними тоже важны, не только какие именно звуки мы выбрали. В до мажоре первая нота ДО, главные три ноты в нем (всегда под номерами 1-3-5) это до, ми, соль. Песня, написанная в до мажоре, будет тяготеть к ноте до, главным аккордом в ней будет до-ми-соль. В ля миноре первая нота ЛЯ, главные три ноты ля,ми,до: песня в ля миноре тяготеет к ноте ля, главный аккорд ля-ми-до. То же самое верно про "фа мажор" и "ре минор" итд.

Наконец, возьмем мажорную тональность, например до мажор, и попробуем начать заново строить мажор с ее 4-й ноты, в этом случае фа. Мы увидим, что звуки этого нового мажора будут почти те же самые, кроме того, что четверый звук придется поставить на клетку раньше: вместо си будет си-бемоль. Теперь подумайте, что будет, если мы начнем новый мажор с 4 звука ЭТОГО мажора, т.е. си-бемоль. Из-за симметрии всего процесса ясно, что мы получим тот же результат: звуки те же, что у фа мажора, кроме одного нового бемоля на 4-м звуке: ми-бемоль. Эти две тональности ( фа мажор и си-бемоль мажор) показаны на картинке. Если мы теперь продолжим и построим еще один мажор на 4-м звуке си-бемоль мажора, получим тональность с еще одним бемолем, итд.

Если есть вопросы/пояснения, спрашивайте/поясняйте. Музыкантов прошу воздержаться от бранных слов типа "энгармонизм" :-)
moose, transparent

симуляции

Меня всегда интересовал вопрос о том, насколько хорошо мы можем симулировать в компьютере атомный/молекулярный уровень материи. Я хорошо понимаю, что мы даже и близко не подходим к тому, чтобы симулировать на уровне отдельных атомов, скажем, живую клетку (и не подойдем в обозримом будущем). Но что мы да можем? Скажем, среднего размера органическую молекулу - да или нет?

Из ответа, довольно интересного, на этот вопрос в Phy.SE, следует, что нет. процитирую небольшую часть, весь ответ интересен:

For example, the current state-of-the-art ab-initio calculations for a single low energy (<10 eV) electron approaching and interacting with a molecule can cope with perhaps 20 to 40 electrons in the target molecule. Note that ab-initio calculations contain, in principle, no approximations. Thus, target molecules with 10 or more atoms are very difficult to calculate for this situation.

Many simulations of molecular dynamics can cope with 100s or even 1000s of small molecules, but they have two restrictions; they normally have simplified interaction potentials between the molecules and can run for relatively short timescales - perhaps in the picosecond range at most.


Но этому ответу пять лет. У меня два вопроса к знающим людям, надеюсь, что найдутся такие:

1. Продвинулся ли "state of the art" за это время, верно ли, что мы можем существенно больше, чем описано?
2. Как вообще устроен этот state of the art, какой конкретно software используют для таких симуляций, это открытое ПО или нет, могут ли простые смертные его запустить, как называется итд.

Спасибо!
moose, transparent

бриллианты

Обручальные кольца с бриллиантами - огромная индустрия в Америке, и больше почти нигде на всем земном шаре (т.е. их покупают, конечно, но почти нигде нет всепроникащей традиции того, что у невесты обязано быть кольцо с бриллиантом, которую трудно нарушить).

Вот два интересных комментария из недавней дискуссии на HN, которые показывают силу маркетинга, и как кто-то может ей противостоять, кто-то не может:

A. "I bought a good quality moissanite stone for an engagement ring for 2% of the price of an equivalent diamond and not a single person who has seen it has ever thought it was anything but a diamond. My wife gets compliments on it all the time. "What a beautiful diamond!" Every jeweler who has cleaned it has thought it was a diamond. The only one who could distinguish it had to use a thermal conductivity gun to do so. Buying diamonds for jewelry is honestly really dumb at this point. I effectively saved $20,000 USD going this route and no one is the wiser, except my wife of course :)"

B. "My wife is a very pragmatic, smart and pragmatic person. But even then she couldn't be convinced not to get a diamond. She was happy skipping the honeymoon and reducing wedding expenses, but the diamond was a no go.

The marketing is too strong."
moose, transparent

pay attention

75-летняя астроном Вирджиния Тримбл: интервью о ее жизни, работе, отношениях между полами в научном мире. Стоит прочитать.

Заканчивается советом, который я особенно хочу подчеркнуть:

Pay attention. Someday, you’ll be the last one who remembers.

Как бы вы перевели это на русский?
moose, transparent

все, что вы хотели знать о питере

Я говорю другу, мол, я задумался над вопросом, какую я люблю самую махровую попсу. Нетривиальный вопрос, вот ты можешь на него ответить? Что максимальная попса из того, что ты любишь слушать/читать/смотреть?

(думаю, ну Пугачеву скажет, или сериал какой про ментов)

Он отвечает: ну надо подумать, но может быть Том Уэйтс? The Wire? Терри Пратчетт? Ван Гог?

Я немного офигел, аж присел. А потом вспомнил, что мой друг из Питера.

Из Питера!

Это все объясняет.
moose, transparent

тревога

В центре и на юге Израиля сегодня дети не пошли в школу, а родители (многие) на работу, из-за ракетной тревоги. Шутки из соц. сетей по этому поводу:

"Я никогда раньше не видела своих детей такими счастливыми"

"Не знаю, чего больше бояться - сирены, или остаться с тремя детьми дома"

"Раз уж все равно вторник и нет учебы, давайте устроим выборы?" (в Израиле выборы проходят по вторникам, и ввиду неспособности составить коалицию нас возможно ожидает третья попытка выборов за год)

"Продаю по сходной цене четыре бутерброда, два с нутеллой и два с сыром" (родители узнали о том, что отменяют учебу, в последнюю минуту, в начале восьмого)

"Когда министр образования становится министром обороны, он первым делом заботится об учителях" (министр образования Нафтали Бенет стал министром обороны вчера)

"Тель-авивский муниципалитет объявил об открытии бомбоубежищ: первый час 20 шекелей, потом каждые 15 минут 7 шекелей" (типичная цена парковки в Тель-Авиве)

Если есть еще хорошие шутки, делитесь.
moose, transparent

хроники местного маразма-2

moose, transparent

политики как ораторы

"I suppose I must have been aware of it for a long time, but the Democratic debates are making me realize explicitly that most politicians, even successful ones, are not very good public speakers by the standards that prevail outside of politics."

Политики редко бывают хорошими ораторами, но также редко бывают очень плохими. Это логично, потому что значительная часть успеха политика обусловлена его действиями в узком кругу других политиков, бизнесменов, бюрократов итд., где искусство убедительно говорить на публику не так важно, как перед избирателями. Вместе с тем какой-то минимум ораторских требований есть (трудно себе представить президента-заику - британский король получил свою должность по наследству).

Кто из современных политиков исключительно талантливый оратор, по-вашему?
moose, transparent

всячина

  1. Офигительная фотография из статьи в NYTimes про "Мону Лизу" (сама статья так себе) (можно нажать для увеличения):



  2. Из Твиттера:

    "месяц искала дико понравившийся аромат. помнила, что он назывался "святая земля", но никак не могла найти его, вбивая в поисковик. естественно, так я его не нашла, потому что аромат делали для эзотериков, а не тамплиеров, блядь.

    потому что я гуглила Holy Land, а он SACRED EARTH."

  3. Из Фейсбука, понравился стишок (автор Вадим Лукьянов):

    Я живу в квартире с мамой, на проспекте Руставели
    Мастерю суда из спичек, получается неплохо
    Я люблю прогулки в парке, маму, и, конечно, телик
    И морскую свинку Флору, но она недавно сдохла

    Раз в полгода я и мама посещаем Мариинку
    В эту среду наслаждались То́ской Джа́комо Пуччини
    Мне понравилось, я хлопал, а в антракте вспомнил свинку
    Но сдержался, мама учит — слезы не идут мужчине

    Не люблю дожди и сырость — нос заложен и не дышит
    Из еды предпочитаю каши и пюре с трескою
    Ты — блондинка, без привычек, метр семьдесят, не выше
    Кто с детьми и без прописки, просьба зря не беспокоить

  4. "Каждый раз, когда я думаю о законодательных решениях, я вспоминаю эту картинку" (из Твиттера):



    (это неточный перевод policy decisions, но не знаю, как лучше перевести)

  5. Из Фейсбука:

    "А еще бывает - зашел в гости, а тебе 'Чай, кофе?'
    Ты, такой, взглядом по кухне - швырк!

    А там пять турок, три кофеварки электрические, два френчпресса, пять гейзерных кофеварок, четыре кофемолки и штук десять банок, на которых написано 'Кофе'.
    Казалось бы достаточно сказать 'Чай', чтобы тебя прокляли во веки веков.
    Но ты говоришь - Кофе!
    И тогда на лице хозяина живой интерес - А какой ты любишь?
    А ты, разумеется, не лох и говоришь - нуу, допустим, в турке хочу.
    И тогда человек загорается весь - а я вот щас 60 на 40 арабики и робусты. Обжарю на специальной сковородке из бразилии, вот этой вот кафемолкой вручную вот щас вот, давай зернышко кардамона, немного черного перца, а еще надо вот как.
    В общем, минут на 40 всякого шаманства. Наконец, перед тобой вырастает чашечка колдовства. И тогда наступает твой звёздный час и ты говоришь :
    - А можно чашку побольше, молока и еще сахара?

    Вот. Теперь ты точно проклят."